Little Dreamer 2007-05-24 13:40:08Интенсивный курс английского, есть ли в этом смысл ?
Сейчас очень много всевозможных курсов по изучению анг. яз., сама хожу на одни выбранные мною по принципу приближенности к "классическому" типу. Но сейчас задумалась об "интенсиве", может ли кто-нибудь что-то посоветовать или отговорить? вообще есть ли смысл и результат от таких курсов?
Василий 2007-06-01 21:43:37Об "интенсиве" критически
"Интенсив" имеет смысл при наличии необходимости. Например, острая нужда общаться сейчас и полноценно. А если это на перспективу, то-бесполезно, т. к. без практики тотчас забудется. А "классика"- это база, которая всегда пригодится. Даже если надолго забросить учебу, то, при возобновлении, база быстро восстанавливается. Хотя, что понимать под базой. Если это знания грамматические,- они никуда не денутся, а если это словарь- то придется начинать практически все с начала. Так, что с практикой лучше никогда не порывать.
Marina 2007-06-07 09:43:03изучение английского ...
Выучить английский за... месяц, год, десять лет. Язык дурачит нас, предлагая выражения с маркерами финальности (выучить, овладеть в совершенстве, думать на языке).
Человек, приступающий к занятиям языком должен представлять себе, что язык это большое хозяйство, требующее заботы и внимания в течение всей вашей жизни. Это не есть нечто, что можно купить в магазине и иметь раз и навсегда. Даже родной наш язык мы осваиваем в течение всей жизни, и трудности с ним испытываем также в течение всей жизни.
Если общение со всем миром, работа за рубежом, чтение литературы в оригинале и более широкий внутренний мир для вас как ценности перевешивают такие хлопоты как трата изрядных временных ресурсов в начале обучения, как открывающиеся безмерные возможности выглядеть смешным, как необходимость поддерживать приобретенные навыки в течение всей жизни и необходимость вообще по-человечески измениться, то вы прекрасный кандидат на блестящее знание иностранного языка.
Если на такие "жертвы" вы не способны, не стоит тратить впустую время, ведь не желая изменять свои подходы к обучению, вы неизбежно прибегаете к стратегиям, известным вам в школе, институте и т. д., то есть стратегиям, с помощью которых вы не выучили язык.
Стереотип, чаще всего встречающийся "мне нужен разговорный язык". Подразумевается, что я хочу освоить только минимум необходимый для общения устно, а любые попытки зайти чуть глубже, например заставить меня читать в оригинале, я буду решительно пресекать.
Проанализируйте любой разговор на кухне или в автобусе и вы найдете там и обрывки анекдотов, и цитаты из фильмов и литературы, и специальные термины, и употребленные в ироническом смысле "литературные слова", да плюс масса очень хитрых социальных экстралингвистических реалий. Любая звучащая фраза, какие-нибудь три слова на поверхности - это вершина айсберга, под которой таится бездна информации.
Кто из изучающих язык добирался до формальной, через упражнения, тренировки интонации иностранного языка? А интонация несет порой до 70% информации. Все те, кто хочет по-настоящему свободно пользоваться языком, должны знать сколь высок этот айсберг. Малодушных это отпугнет, а бесстрашным интеллектуалам вбросит адреналинчику.
Совет прост - пассивная языковая база ваша должна быть максимально широкой, выбросьте из головы мысль, мол, это мне не нужно, не пригодится. ВЫ не господь Бог, чтобы решать, что вам пригодится, что нет, а вот словарь в 20 тысяч слов (это вокабуляр среднего образованного носителя языка) можно прочитать за неделю. При этом активно человек действительно может прекрасно обходиться сотней слов, научившись виртуозно ей вертеть.
"У меня нет способностей к языку".
Те, кто в этом уверен, должны задать себе простые вопросы: "Я свободно говорю на родном языке и свободно его понимаю?", "Я читаю и пишу на родном языке, может и в письме я не Пушкин, но буквы в слова складываю довольно свободно?", "Я глух и нем, у меня есть различные формы афазии?"
Способность к языку - главная человеческая способность, человек это обезьяна-болтун. Человек любит язык как маму. А другой язык это всего лишь синоним родного. Могут резонно возразить: "А как же все эти полиглоты, или просто мой один знакомый приехал в Америку, зная лишь Hi да Good-bye, а через две недели заговорил как американец, а другой знакомый и учил его и на курсы ходил, а мучается в этой Америке из-за проблем с языком?"
Ответ прост как грабли. Первый инстинктивно использовал правильные стратегии, а у другого таких интуиций не оказалось, и человека, который бы подсказал и подобрал правильные стратегии тоже не оказалось.
Языковая среда.
Миф о погружении в языковую среду как в волшебный котел из которого старый и безобразный выйдет молодым, красивым и в совершенстве владеющим... - прекрасен.
Но как и всякий миф - неконкретен, а при неправильном обращении вреден и опасен. Сплошь и рядом среди иммигрантов наблюдается так называемое "окаменение (ossification) языка". То есть быстро, по принуждению среды, освоив "минимум для выживания", человек прекращает повышать свою языковую компетенцию, забывая по ходу и не поддерживая родной язык.
Вывод: языковая среда обманчива. Простые слова несут много идиоматичных смыслов, которые понятны лишь путем глубокого вникания. Прекрасно, если у вас есть возможность поехать в страну и учить там язык. Но заниматься формально и вдумчиво им надо. Тогда языковая среда заиграет такими красками и смыслами и доставит столько радости, сколько она доставляла на родине. Если же вы не можете поехать за границу, а язык знать, и знать хорошо, хочется - создайте ее на дому. Знание языка прямо пропорционально количеству текстов, которые вы пропустили через свой организм. Текстов в широком смысле - книжки, фильмы, радио, музыка, разговоры и т. д.
Теперь техники и принципы, которые считаются наиболее эффективными.
Первое и главное правило своего рода известный "принцип открытой архитектуры". Тот самый индивидуальный подход, о котором твердит любая реклама языковых курсов. Твердит, оставаясь рекламой, и предлагая в каждом случае лишь один какой-то метод. Техники обучения надо выбирать самому, чем больше попробуешь, тем лучше. Только вот пробовать надо по-настоящему.
1. Один важный принцип, касающийся произношения - чем правильнее вы произносите, тем легче вам это делать (а не труднее, как многие думают). Поэтому разберитесь с каждым звуком, фонетические упражнения это как гимнастика тайцзицюань - важна виртуозная точность.
Прочитайте максимально вдумчиво не очень понятные описания звуков в учебниках и пособиях, прослушайте их на кассетах. Одного музыкального слуха здесь недостаточно нужна точная постановка артикуляторных органов. Можно сдвинуть язык на миллиметр, чуть поджать, чуть распластать, а звук изменится кардинально.
Самое ужасное когда вы все звуки произносите "как по-русски", это насилие над вашим органом речи, поскольку такие сочетания звуков в данном языке не предусмотрены. Ужасно также, когда один звук вы произносите вроде бы правильно, а другой нет. Язык работает на разрыв, пытаясь совместить две фонетики, какой уж тут темп речи.
Если органы речи будут стоять точно, и точно выполнять те инструкции, которые описаны в массе литературе (если конечно вы изучаете языки вроде английского и китайского, а не диалект затерянного африканского племени), то говорить вам будет легко, и темп речи резко сдвинется. Темп же речи такая же характеристика языка, как грамматика или фонетика. В английском он, например, раза в два выше, чем в русском, у французов и того больше.
2. Еще одна удобная стратегия - разделить такую сложную штуку как овладения языком на части, то есть не сваливать в одну кучу выработку всех умений, а заниматься отдельно произношением, отдельно грамматикой, отдельно читать, отдельно слушать, отдельно работать с лексикой.
3. Для эффективного набора слов нет ничего лучше известных методов пропускания слова через все органы чувств. Но здесь необходимо внести некоторые коррективы.
На практике, при выучивании так называемой "наличной" лексики (все эти чашки, ложки, кружки), лучше всего визуализировать не абстрактные чашки с самоварами, а свои, да еще и себя в картинку вклеить.
Также неплохо работает техника "дубляжа внутреннего кино". Проблема с огромным количеством лексики в том, что слово, например, "огнетушитель" знать надо, а употребляем мы его крайне редко. Так вот берете этот самый "огнетушитель", и вспоминаете, когда вы это слово последний раз упоминали в разговоре. Переводите этот разговор на иностранный язык, насколько сможете. Если такую ситуацию вы вспомнить не можете, просто придумайте, а точнее представьте, какой она может быть в будущем.
Что касается ассоциаций, то метод произвольных ассоциаций довольно спорен, расплывчат и индивидуален, сколь бы шоковыми и яркими эти самые ассоциации ни были.
Слова вы учите для того, чтобы употреблять их в определенных контекстах. Поэтому не стоит удалять слово из контекста, лучше контекст сделать ярким и запоминающимся. Если вы классно заассоциируете дом с домброй, то в нужный момент не вспомните ни того, ни другого.
Не стоит засорять сознание плохой "кинухой", лучше снимать хорошую контекстно-связанную и с глубоким смыслом. Чаще всего изучаемые языки, типа английского, наши не очень далекие родственники и одинаковых корней в них гораздо больше чем мы думаем. Научитесь находить "однокоренные" слова, лучшего якоря для памяти нет, когда вы понимаете, что английский глагол tear и русское "драть" одно и то же (TR DR). При этом "научная" сомнительность некоторых парочек не должна вас смущать вы играете словами, а не лингвистикой занимаетесь.
4. Еще один важный "турбо-реактивный" метод связан с фоносемантикой. Отдельные звуки имеют смысл. Если это утверждение для вас спорно почитайте современных лингвистов, они докажут вам то, что люди знали и тысячи лет назад.
Когда вы встречаете незнакомое слово в тексте - не спешите лезть в словарь, если контекст на помогает догадаться о значении, может помочь сама форма слова. Кому-то это покажется бредом, но при определенных условиях и психотехниках мы можем понимать иностранную речь напрямую, без изучения.
Мы просто утратили способность "видеть" слова. А они указывают и на форму предметов (самое легкое для освоения - откройте словарь прямо сейчас, и поиграйте), и на цвет, точнее интенсивность света, типы движения, звуки, ощущения. Это такое раздолье для развития и утончения чувств и для воображения.
Начните с установки, что слова похожи на то, что обозначают и начинайте сравнивать. Через некоторое время это становится автоматизмом, и проблема запоминания слов отпадает, вы просто прочитываете словарную статью и знаете слово.
5. Но звуки и слова только начало. Главная трудность даже не говорение и понимание. Нет такого ученика, который бы не жаловался, что "слова все знаю, а смысл собрать не могу". Это естественно правила сочетаемости слов в языке разные. Семантические поля слов тоже. Выход один - привыкнуть к языку.
6. Есть другой метод - чтение "на объем". Он более популярен, поскольку после нескольких раз очевидно выказывает свою эффективность и неожиданность. То есть, берете книжку, можете перевести медленно и вдумчиво со словарем предложение, абзац, страницу (в зависимости от вашего уровня), а потом начинаете "читать" без словаря, пытаясь ухватить хоть крупинки смысла, хоть отдельные знакомые слова, хоть вообразив, что понимаете.
Продолжайте такое "дзенское" чтение до полного изнеможения - 10, 20 страниц, книжка, две книжки. Смысл читаемого медленно и верно начнет проявляться как фотография. Помогает здесь и установка на то, что это ваш родной язык, который вы просто подзабыли. По большому счету, так оно и есть - английский и русский - это диалекты индоевропейского.
7. Людям продвинутого уровня, у которых проблемы с пониманием на слух, стоит вернуться обратно к фонетике. Найдите либо специальные фонетические курсы, либо обратитесь к специалисту. Общение с носителями языка, если они не профессиональные лингвисты, мало поможет.
Дело в том, что в разговорном языке очень много, как говорил герой фильма "Pulp Fiction" "маленьких отличий". Существуют так называемые аллофоны, звуки, которые воспринимаются в данном языке как одна фонема и обозначаются часто одной буквой, а звучат чуть-чуть по-разному. Для носителей эта разница несущественна, да и не осознаваема, а для нас может стать принципиальным препятствием в понимании.
Есть правила "съедания" звуков, сливания их друг в дружку. Во всем этом нет случайности, все это описано в литературе и разжевано, все можно показать на пальцах. Найдите все это, не поленитесь, и вы начнете понимать беглую речь.
8. Еще одна техника на пополнение словарного запаса - чтение словаря. Возьмите словарь тысяч на двадцать (это размер обычной книжки), и вперед. Читайте как художественную литературу, что-то захотите запомнить, что-то исправите в своем понимании, многое запомнится само.
Со словарем очень хорошо тренироваться в визуализации, особенно на скорость. При этом конечно представить себе визуально и тактильно "как пахнет отвертка" легче, чем визуализировать такое явление как например "дефицит баланса движения капиталов".
И еще один принцип тотального успеха в этом деле, и одна психотехника, или просто - "игрушка".
Доказано и подсчитано, что лучших результатов в изучении языка добились люди, которые делали это сами, не прибегая к помощи учителей, курсов и т. п. Так что самостоятельность и еще раз самостоятельность. Не тратьте деньги на курсы, тратьте на книжки, кассеты, кино на иностранных языках.
Последнее: хотите выучить английский или там китайский, станьте англичанином, американцем или китайцем. Язык живое существо и отдается только своим. Если вы себя в роли американца не видите совсем, то американский английский вы не выучите.
Вам не нужно раздвоение личности, вы просто снимаете одежду одной языковой и культурной идентичности, и надеваете другую. Тогда успех не заставит себя ждать.
Удивительно, но иногда узнаю слова, которые вижу или слышу первый раз
Василий 2007-06-07 22:01:19Marina
Извини, из-за большого объема статьи сегодня точно ее дочитать не успею. Завтра обязательно васкажу свои соображения по этому вопросую
Какой ужас! Написал целую статью, нажал "Опубликовать послание", а потом оказалось, что я не вписал свой пароль в правом верхнем углу. И целый час работы - коту под хвост! Увы.
Всетаки разработчики этого сайта - троечники. У них много технических недочетов в представлении этих электронных страничек.
Все правильно, внутренний интерес - это самая большая сила, приводящая к успеху в любой отрасли знаний и в любом деле. Если заводишь себя, мысленно повторяя "мне нужно это для работы!" или "мне нужно это, чтобы добиться успеха!", то больших результатов ждать вряд ли придется. Если изучаешь иностранный просто потому, что интересно - вот тогда обязательно будет толк. Не говорю сейчас о методиках и стратегиях - их множество: лучше - с преподом; самостоятельно - труднее и менее качественно, но, в любом случае, при наличии внутренней бескорыстной мотивации, т. е. любви к предмету, выучить иностранный - РЕАЛЬНО.
Самая большая трудность при самостоятельном изучении иностранного - невозможность получить ответ на тупиковый вопрос. Иногда приходится оставлять такие проблемные места до лучших времен в надежде найти ответ в каком-нибудь новом учебнике или пособии. В то же время, такая самостоятельная работа заставляет более вдумчиво подходить к вопросам изучения и даже способствует наработке своих собственных приемов, что само по себе очень продуктивно.
В любом случае, всегда надо бороться за качество знания. В связи с этим на ум приходит один эпизод из моего опыта общения с иностранцами. Я знавал одного араба, который ухитрялся бегло говорить по-русски, зная, может быть,... два-три десятка русских слов. Вы понимаете, что понять его мог только тот, кто заранее знал о чем будет разговор.
Есть смысл также поговорить об обучении на курсах иностранных языков. Здесь может таиться самая реальная опасность халтуры или даже обмана.
Одно время в нашем городе были курсы английского языка с преподавателями из англоговорящих стран. Я, собственно, и попал туда из-за одного только желания пообщаться с носителями языка, а также воочию увидеть, как вообще возможно что-то преподавать тем, чьим языком не владеешь. На этих курсах, кстати, использовалась нашумевшая методика усвоения языка без зубрешки грамматики. Что вы думаете? - мои базовые знания по грамматике давали мне огромную фору перед теми, кто занимался по этой суперсовременной технике. Когда препод задал составить предложение, я, используя свой багаж грамматических знаний, с легкостью это сделал, а вот девочки, которые посещали эти курсы уже третий семестр, долго морщили свои лобики и никак не могли вспомнить как же там, в прошлом году, это предложению звучало из уст их преподавателя. В общем все на этих курсах сводилось к тому, что студенты по-попугайски запоминали предлагаемые фразы и совершенно были не в состаянии выразить себя как-то иначе, не умея составить альтернативное предложение. Вот так-то.