РАДОНИЦА
Отшумела Пасхальная седмица с ее ярмарками, балаганами, хороводами и молодецкими забавами. Пришло время начинать работы в поле, играть сговоренные на Пасху свадьбы, просить благословения у почивших родственников, делиться с ними радостью Воскрешения Христа. Светлую седмицу сменяет Фомина неделя, вторник которой посвящен особому поминовению усопших и называется в народе Радоницей.
РАДОСТЬ ДЛЯ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ
Существует нескколько версий возникновения народного названия праздника - "Радоница", "Радуница" или "Раздавница".
Самая распространенная ри созвучия со словом "радость". Ведь именно на Фоминой неделе, а не на предшествующей ей Светлой седмице, церковный устав разрешал поминовение умерших предков. На Радоницу православные шли на кладбища, чтобы передать "Христос воскресе!" почившим родственникамю Вспоминая их, не сокрушались о смерти, а ликовали по поподу возрождения к новой жизни - вечной, и совместного ожидания всеобщего воскрешения.
Верили, что на Радоницу мертвые встают из могли, разговляются после Великого поста, радуются Пасхе и тому, что дети и близкие помнят о них. Говорили: "На Радоницу все покойники радуются".
Созвучна Радоница и с древним весенним славянским праздником почитания Рода, творца вселенной и поминовения всех умерших родственников. Здесь "Радоница" восходит в слову "род".
По иной версии, название праздника идет от слова "радуга". В древности верили, что радуга представляет собой мост, соединяющий мир живых и мир мертвых.
ПАСХА УМЕРШИХ
С приходом христианства на Руь Радоница как праздник пминовения родственников в связи с Пасхой Христовойсвоими обрядами и обычаями органично члилась с древним славянским праздником поминовения умерших - Навьим днем( от древнеславянского слова "навь", что означает "мертвец"), который символично назывался также Могилками, Гробками или Тризнами. Временные рамки этих праздников примерно совпадали.
В Навий день жители поселений выходили на залитые солнечным светом пригорки, называемые Ярилиными плешами, и разводили на них поминальные костры. А в ночь на Гробки разжигали огни на могильных холмах. Горели такие поминальные костры до самого утра. Древние верили, что в это время мертвые приходят навестить родственников и близких. А огни на могилах указывали душам усопших предков дорогу назад, дабы те не заблудились и не скитались по белу свету.
После прихода христианства на Руси стало принято считать, что на Пасхальной неделе все умершие - и грешники, и праведники - встречаются в раю. А на следующей, Фоминой неделе расходятся по своим местам.
Но многие верили, что на Пасху Господь отпускает умерших, и они приходят послее каждый в свой дом. Полагали, что покойники отмечают вслед за живыми большие годовые праздники, главный из которых - Пасха. И именно на Раданицу мертвые, приходящиев мир живых на Светлой седмице, празднуют здесь, а не на небесах, свою - мертвецкую - Пасху. Поэтому Радоницу иногда называли Пасхой мертвецов или Пасхой усопших.
Гостей с того света следовало радушно встретить. Для них на все ночи Фоминой недели заботливыми хозяйками накрывались столы, выставлялись угощения.
Накануне Радоницы для мертвецов топились бани. В них оставляли все необходимое для мытья: мыло, веник, полотенце, чистое белье. А пол посыпали золой. При этом некоторые хозяева уверяли, что поутру на этой золе появлялись следу - почившие родственники приходилли мыться.
По поверьям, в ночь на Радоницу можно было увидеть вещий сон, явленный умершими родственниками, в первую очередь родителями. Для этого отважные крестьяне приходили с заходом солнца на кладбище , кланились могилам предков, произнося такие слова: "Радоница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
"ХРИСТОСОВАНИЕ" С УШЕДШИМИ
На Радуницу все православные неприменно приходили на кладбища. И после панихиды, проводимой батюшкой у могил, начинали "христосоваться" с умершими предками. Около могил на скатерти раскладывал угощения присутствующим, на могилу клали гостинцы мертвым. Это были крашеные яйца, оставшиеся после Пасхи куличи, блины, кутья, сладости и прочие кушанья, водка, пиво или вино. Каждого усопшего было принято называть по имени и вежливо приглашать разделить семейную трапезу. При этом стучали три раза по могиле и могильному камню "Христосование" сопровождалось обращенным к усопшим возгласом: "Христос воскресе!".
Угощение для мертвецов крошили на могилках. Верили, что умершие могут обратиться птицами и отведать явств. Спиртное разливали у могильно креста, но так, чтобы "не залить глаза покойнику", или же оставляли в стопочках в изголовье.
Женихи и невесты, сговоренные на Пасху, приходили просить благословения у умерших родителей на своместную жизнь. Хозяева - земледельцы просили у покойников помощи в возделывании полей и сборе урожая.
Верили, что родители, дети которых не приходили их помянуть, плачут на небеса. Или даже за подобное неуважение к себе могут наслать несчастья на весь род. Говорили также: "Не угости честь честью покойного родителя на Радоницу - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует".
Люди приходили на кладбища не только помянуть усопших, поздравить их с Пасхой, но и символически указать им дорогу назад. Обозначить ту могилу, то место, через которое они вновь смогут оказаться на том свете после завершениях их праздника. Ведь Радоницы, по нардным обычаям, начинались недельные проводы покойников после празднования Пасхи обратно на небеса. Вот и "провожал" народ души своих родных и близких до дверей в мир иной, до могильного холма.
УТРОМ ПАШУТ, ДНЕМ ПЛАЧУТ...
В народе говорили: "На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут".
Сразу же после Пасхи в деревнях начинались сельскохозяйственные работы. Так, на Радоницу если и не пахали, то обязательно вывозили навоз в поля, чтобы хлеб хорошо уродился.
Дети и девушки окликали первый весенний дождь:
"Поливай, дождь, на бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен, поливай ведром!"
Если дождь удавалось выкликать, то все от мала до велика бежали умыться его первыми каплями - на счастье, на здоровье.
А если даже вдруг грянет гром, то под него женщины и девушки умывались через золоте кольцо - для молодости и красоты.
Днем, как уже говорилось, крестьяне всей семьей посещали кладбища, где скорбь сменялась радостью Воскресения Христова, верой в вечную жизнь. Говорили: "Все на том свете встретимся!"
Вечер Радоницы, как правило, проходил в праздничном веселье с песнями, разговорами да танцами. Хотя в некоторых местностях плясать не разрешалось - затоптать мервым глаза можно.
В настоящее время вспоминаются и возраждаются православные и народные традиции. И уже не только на Пасху, Красную горку, но и на Радоницу, девятый день помле Светлого Христова воскресения, тянется на кладбища православный люд почтить память почивших родных и близких. Пестрят живые и искусственные цветы, горят поминальные свечи, и раздается "Христос Воскресе!"...
АВТОР: Е.Артемова
ЖУРНАЛ: Тайны ХХ века № 17 апрель 2012
РАДОСТЬ ДЛЯ ЖИВЫХ И МЕРТВЫХ
Существует нескколько версий возникновения народного названия праздника - "Радоница", "Радуница" или "Раздавница".
Самая распространенная ри созвучия со словом "радость". Ведь именно на Фоминой неделе, а не на предшествующей ей Светлой седмице, церковный устав разрешал поминовение умерших предков. На Радоницу православные шли на кладбища, чтобы передать "Христос воскресе!" почившим родственникамю Вспоминая их, не сокрушались о смерти, а ликовали по поподу возрождения к новой жизни - вечной, и совместного ожидания всеобщего воскрешения.
Верили, что на Радоницу мертвые встают из могли, разговляются после Великого поста, радуются Пасхе и тому, что дети и близкие помнят о них. Говорили: "На Радоницу все покойники радуются".
Созвучна Радоница и с древним весенним славянским праздником почитания Рода, творца вселенной и поминовения всех умерших родственников. Здесь "Радоница" восходит в слову "род".
По иной версии, название праздника идет от слова "радуга". В древности верили, что радуга представляет собой мост, соединяющий мир живых и мир мертвых.
ПАСХА УМЕРШИХ
С приходом христианства на Руь Радоница как праздник пминовения родственников в связи с Пасхой Христовойсвоими обрядами и обычаями органично члилась с древним славянским праздником поминовения умерших - Навьим днем( от древнеславянского слова "навь", что означает "мертвец"), который символично назывался также Могилками, Гробками или Тризнами. Временные рамки этих праздников примерно совпадали.
В Навий день жители поселений выходили на залитые солнечным светом пригорки, называемые Ярилиными плешами, и разводили на них поминальные костры. А в ночь на Гробки разжигали огни на могильных холмах. Горели такие поминальные костры до самого утра. Древние верили, что в это время мертвые приходят навестить родственников и близких. А огни на могилах указывали душам усопших предков дорогу назад, дабы те не заблудились и не скитались по белу свету.
После прихода христианства на Руси стало принято считать, что на Пасхальной неделе все умершие - и грешники, и праведники - встречаются в раю. А на следующей, Фоминой неделе расходятся по своим местам.
Но многие верили, что на Пасху Господь отпускает умерших, и они приходят послее каждый в свой дом. Полагали, что покойники отмечают вслед за живыми большие годовые праздники, главный из которых - Пасха. И именно на Раданицу мертвые, приходящиев мир живых на Светлой седмице, празднуют здесь, а не на небесах, свою - мертвецкую - Пасху. Поэтому Радоницу иногда называли Пасхой мертвецов или Пасхой усопших.
Гостей с того света следовало радушно встретить. Для них на все ночи Фоминой недели заботливыми хозяйками накрывались столы, выставлялись угощения.
Накануне Радоницы для мертвецов топились бани. В них оставляли все необходимое для мытья: мыло, веник, полотенце, чистое белье. А пол посыпали золой. При этом некоторые хозяева уверяли, что поутру на этой золе появлялись следу - почившие родственники приходилли мыться.
По поверьям, в ночь на Радоницу можно было увидеть вещий сон, явленный умершими родственниками, в первую очередь родителями. Для этого отважные крестьяне приходили с заходом солнца на кладбище , кланились могилам предков, произнося такие слова: "Радоница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".
"ХРИСТОСОВАНИЕ" С УШЕДШИМИ
На Радуницу все православные неприменно приходили на кладбища. И после панихиды, проводимой батюшкой у могил, начинали "христосоваться" с умершими предками. Около могил на скатерти раскладывал угощения присутствующим, на могилу клали гостинцы мертвым. Это были крашеные яйца, оставшиеся после Пасхи куличи, блины, кутья, сладости и прочие кушанья, водка, пиво или вино. Каждого усопшего было принято называть по имени и вежливо приглашать разделить семейную трапезу. При этом стучали три раза по могиле и могильному камню "Христосование" сопровождалось обращенным к усопшим возгласом: "Христос воскресе!".
Угощение для мертвецов крошили на могилках. Верили, что умершие могут обратиться птицами и отведать явств. Спиртное разливали у могильно креста, но так, чтобы "не залить глаза покойнику", или же оставляли в стопочках в изголовье.
Женихи и невесты, сговоренные на Пасху, приходили просить благословения у умерших родителей на своместную жизнь. Хозяева - земледельцы просили у покойников помощи в возделывании полей и сборе урожая.
Верили, что родители, дети которых не приходили их помянуть, плачут на небеса. Или даже за подобное неуважение к себе могут наслать несчастья на весь род. Говорили также: "Не угости честь честью покойного родителя на Радоницу - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует".
Люди приходили на кладбища не только помянуть усопших, поздравить их с Пасхой, но и символически указать им дорогу назад. Обозначить ту могилу, то место, через которое они вновь смогут оказаться на том свете после завершениях их праздника. Ведь Радоницы, по нардным обычаям, начинались недельные проводы покойников после празднования Пасхи обратно на небеса. Вот и "провожал" народ души своих родных и близких до дверей в мир иной, до могильного холма.
УТРОМ ПАШУТ, ДНЕМ ПЛАЧУТ...
В народе говорили: "На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут".
Сразу же после Пасхи в деревнях начинались сельскохозяйственные работы. Так, на Радоницу если и не пахали, то обязательно вывозили навоз в поля, чтобы хлеб хорошо уродился.
Дети и девушки окликали первый весенний дождь:
"Поливай, дождь, на бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен, поливай ведром!"
Если дождь удавалось выкликать, то все от мала до велика бежали умыться его первыми каплями - на счастье, на здоровье.
А если даже вдруг грянет гром, то под него женщины и девушки умывались через золоте кольцо - для молодости и красоты.
Днем, как уже говорилось, крестьяне всей семьей посещали кладбища, где скорбь сменялась радостью Воскресения Христова, верой в вечную жизнь. Говорили: "Все на том свете встретимся!"
Вечер Радоницы, как правило, проходил в праздничном веселье с песнями, разговорами да танцами. Хотя в некоторых местностях плясать не разрешалось - затоптать мервым глаза можно.
В настоящее время вспоминаются и возраждаются православные и народные традиции. И уже не только на Пасху, Красную горку, но и на Радоницу, девятый день помле Светлого Христова воскресения, тянется на кладбища православный люд почтить память почивших родных и близких. Пестрят живые и искусственные цветы, горят поминальные свечи, и раздается "Христос Воскресе!"...
АВТОР: Е.Артемова
ЖУРНАЛ: Тайны ХХ века № 17 апрель 2012