"Доброта существует ради себя самой"
Владимир Зинченко доктор психологических наук, академик Российской академии образования, рассуждает о доброте.
Начнем с самого трудного что такое доброта?
Это не то что трудно почти невозможно: определить словами одно из самых базовых явлений человеческой жизни. Но вот взглянуть на доброту с точки зрения слов, языка было бы очень правильно. Однажды мне предложили выступить с докладом о психологии доверия. Я решил для начала взглянуть, а как же трактуют "доверие" словари. И обнаружил, что в советских
словарях такого слова нет. Заодно выяснил, что и "милосердие" тоже куда-то исчезло. И с добротой произошло нечто похожее. Часто ли вы сегодня слышите такие слова, как "доброжелательность", "добросердечость"? Или, например, "добротолюбие" не удивлюсь, если
многие вообще никогда такого слова не слышали. Связь здесь самая прямая - слово исчезает из языка, когда понятие исчезает из жизни. Удивительно не то, что доброты мало, а то, что она еще сохраняется.
Сейчас в моде благотворительность. Значит, ситуация меняется к лучшему?
Мода есть, конечно. И показной доброты сейчас полно, только вряд ли общество от этого становится добрее. Потому что многие такие поступки совершаются опять-таки ради чего-то будь то репутация, известность или даже уход от налогов. К сожалению, у нас вообще все существует не само по себе.
А когда все делается ради чего-то, уходит бескорыстие. (Еще одно очень редкое, исчезающее слово!) Так вот, главное в доброте то, что она не ради чего-то, она ради самой себя.
Почему так трудно проявлять доброту?
Потому что мы привыкли смотреть на себя глазами других людей. Все-таки самость, "самостояние" это очень трудно, до него надо дорасти. Тогда уже становятся безразличны чьи-то мнения, и мы можем проявлять себя непосредственно а именно это мы, в конце концов, больше всего и ценим в человеке.
Можно научиться быть добрым, просто сознательно совершая добрые поступки, день, месяц, год?
Проделать такое упражнение вполне можно. Вопрос в том, что из этого выйдет. Мне думается, такая привычка в лучшем случае сделает нас правильно поступающими людьми. А доброта непосредственное чувство, незаученное.
Но если я уступлю место в метро, я сделаю добрый поступок?
Да нет же! Это не поступок вообще! Доброта это импульс. Такие вещи не могут рассматриваться как поступок, просто не должны. Если это поступок, осмысленное действие, то, значит, я должен осознать его необходимость, совершить, а потом еще и оценить, то есть похвалить себя. Доброта это естественная потребность, которая живет в нас.
Должна жить. (с)
Было изменено: 10:44 12/11/2010.
Начнем с самого трудного что такое доброта?
Это не то что трудно почти невозможно: определить словами одно из самых базовых явлений человеческой жизни. Но вот взглянуть на доброту с точки зрения слов, языка было бы очень правильно. Однажды мне предложили выступить с докладом о психологии доверия. Я решил для начала взглянуть, а как же трактуют "доверие" словари. И обнаружил, что в советских
словарях такого слова нет. Заодно выяснил, что и "милосердие" тоже куда-то исчезло. И с добротой произошло нечто похожее. Часто ли вы сегодня слышите такие слова, как "доброжелательность", "добросердечость"? Или, например, "добротолюбие" не удивлюсь, если
многие вообще никогда такого слова не слышали. Связь здесь самая прямая - слово исчезает из языка, когда понятие исчезает из жизни. Удивительно не то, что доброты мало, а то, что она еще сохраняется.
Сейчас в моде благотворительность. Значит, ситуация меняется к лучшему?
Мода есть, конечно. И показной доброты сейчас полно, только вряд ли общество от этого становится добрее. Потому что многие такие поступки совершаются опять-таки ради чего-то будь то репутация, известность или даже уход от налогов. К сожалению, у нас вообще все существует не само по себе.
А когда все делается ради чего-то, уходит бескорыстие. (Еще одно очень редкое, исчезающее слово!) Так вот, главное в доброте то, что она не ради чего-то, она ради самой себя.
Почему так трудно проявлять доброту?
Потому что мы привыкли смотреть на себя глазами других людей. Все-таки самость, "самостояние" это очень трудно, до него надо дорасти. Тогда уже становятся безразличны чьи-то мнения, и мы можем проявлять себя непосредственно а именно это мы, в конце концов, больше всего и ценим в человеке.
Можно научиться быть добрым, просто сознательно совершая добрые поступки, день, месяц, год?
Проделать такое упражнение вполне можно. Вопрос в том, что из этого выйдет. Мне думается, такая привычка в лучшем случае сделает нас правильно поступающими людьми. А доброта непосредственное чувство, незаученное.
Но если я уступлю место в метро, я сделаю добрый поступок?
Да нет же! Это не поступок вообще! Доброта это импульс. Такие вещи не могут рассматриваться как поступок, просто не должны. Если это поступок, осмысленное действие, то, значит, я должен осознать его необходимость, совершить, а потом еще и оценить, то есть похвалить себя. Доброта это естественная потребность, которая живет в нас.
Должна жить. (с)
Было изменено: 10:44 12/11/2010.