Опиум для народа
Рассказывают, что Хрущев, когда первый раз после восцарения дал аудиенцию представителям Церкви, встретил патриарха следующими словами: "Мы марксисты и потому разделяем мысль Маркса о том, что религия - это опиум для народа". На что спокойно и с достоинством патриарх Алексий отвечал: "Хотя мы не марксисты, но тоже разделяем мысль Маркса о том, что религия - это сердце нашего бессердечного мира". - "Где об этом говорит Маркс?" - удивился Хрущев. "Да там же, где он сравнивает религию с опиумом. В предыдущем предложении".
Говорят, что Хрущев был растерян. Говорят, что после ухода патриарха он в ярости топал ногами на своих референтов, не подготовивших его должным образом к встрече.
Разумеется, рассказ апокрифический. Но, учитывая характер и рабфаковский уровень мышления Хрущева, можно допустить, что такая встреча и такой диалог могли иметь место. А полная цитата из Маркса (т. 1, с. 415) выглядит так: "Религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных народов. Религия есть опиум народа".