Зарегистрируйтесь без указания e-mail всего за 1 минуту! Скорее нажмите сюда!
Amor Ex Machina? Maybe.
 

Ко всем записям блога

Хозяин дневника: petrovich  

Дата создания поста: 21 апреля 2013, 19:10

Серьезное ДТП: ведем себя профессионально


Все водители делятся на две категории: те, кто еще не попадал в ДТП и те, кто уже попадал. Избежать этой неприятности можно, но для этого придется продать автомобиль и больше никогда не садиться за руль. Далеко не каждый сможет решиться на столь мужественный поступок, поэтому приготовьтесь к неприятностям...

Оговорюсь сразу - здесь рассмотрена ситуация самого простого городского ДТП типа "поджопник", когда никто не пострадал. Тяжелые случаи! с пострадавшими, с грудами металла) - отдельная тема.
Вы плавно притормаживаете на светофоре, сзади раздается визг тормозов и ба-бах! Голова отлетает к подголовнику, машина прыгает вперед. Все. Приехали. Можно выходить. Как все случилось - так все и оставим, никуда не пытаемся отъехать. Включаем "аварийку" и первое, что надо понять - является ли ситуация бесспорной или возможны варианты. Например, вас ударили сзади и вы наскочили на впереди стоящую машину. Если так, то во всем виноват задний. Если сначала вы "впечатались" в чей-то зад, а уже потом получили удар и в собственный - то это существенно меняет дело. Подобных вариантов может быть великое множество и самое эффективное средство зафиксировать реальное развитие событий - свидетельские показания. Ловите за рукав прохожих, хватайте за бампер спереди-сбоку-сзади стоящие машины:
- Видел, как дело было?
- Да.
- Подтвердить, если что, сможешь?
- Да.
- Дай номер телефона!

И не обращаете внимания, что ваш визави бормочет под нос: "Ох, что я натворил! Это я во всем виноват! Извини, брат!" Когда он немного успокоится и сделает пару звонков по телефону, то может поменять свое мнение. Обязательно запишите номерной знак его автомобиля - вдруг у него появятся неотложные дела и он решит уехать...

Очень часто в розыске автомобили числятся месяцами, а то и годами. И это несмотря на то, что адрес владельца автомобиля известен. Мало запомнить номера и марку автомобиля, виновного в ДТП и скрывшегося с места событий. Как показывает практика, нужно еще уметь повлиять на инспекторов ГИБДД, чтобы они действительно искали и нашли человека, по чьей вине пострадал ваш автомобиль. А это непросто. Работникам ГИБДД удобнее подождать два месяца и закрыть дело за давностью. И не важно, что пострадавшая сторона остается без компенсации ущерба это не их проблемы.
Автовладельцев, добровольно или вынужденно страхующих свои автомобили по КАСКО, эта проблема не касается, а вот для тех, кто застрахован только по ОСАГО, это важный вопрос. Ведь если виновник ДТП не будет найден, то не будет и компенсации ремонта.
Прочитаем письмо одного из посетителей Finamauto, в котором описывается подобная ситуация:
"Здравствуйте! Я попал в ДТП. В меня въехал сзади некий гражданин и скрылся с места аварии. Номер и марку авто я запомнил, сообщил прибывшему на место ДТП инспектору ГИБДД. Инспектор пояснил, что ГИБДД имеет двухмесячный срок на поиски этого человека, хотя, что там искать, если есть все данные. Чтобы не затягивать дело, мне посоветовали "бодрить" инспектора по розыску через начальника или в худшем случае прокуратуру. Но за 6 лет вождения это мое первое ДТП... Опыта общения с ГИБДД нет совсем, правовой или судебной практики тоже (молодой я пока). Помогите мне составить, или укажите образцы заявлений. Суть в том, что я хочу ознакомиться с ходом дела и иметь письменный ответ от ГИБДД о проводимых мероприятиях. Честно говоря, не знаю даже как в такой ситуации действовать, какие обороты может принять и как грамотно надавить на ГИБДД и виновника, чтобы не остаться ни с чем. Очень неприятно попадать в это правовое болото. Есть информация, что въехавший в меня гражданин имеет связи с ГИБДД. Заранее благодарю за помощь".
Если марка, модель и госномер виновника ДТП были указаны в протоколе во время его оформления, то не все еще потеряно. Главное действовать быстро, ведь виновник ДТП, если его все-таки найдут, может подрихтовать повреждения и заявить, что в тот день вообще не выезжал из дома, чему будет множество свидетелей. Если же виновник ДТП имеет связи в местном ГАИ, как сказано в письме, то придется побегать.
Фото 1
Итак, первым делом нужно получить справку о дорожно-транспортном происшествии (см. фото 1). Затем с этой справкой обратиться в свою страховую компанию, чтобы она сделала запрос в ГИБДД на предоставление им данных о виновнике ДТП, скрывшемся с места аварии. Вам выдадут документ, подобный тому, что вы видите на фото 2, и попросят его отвезти в отделение ГИБДД, на территории которого произошло ваше ДТП. Этого, естественно, недостаточно. ГИБДД может принять его и с легкостью, а главное - без каких бы то ни было последствий его проигнорировать, выдав через два месяца постановление о закрытии дела из-за истечения срока давности. Но сделать это нужно для дальнейшей борьбы и стимулирования.
Фото 2
Если через неделю виновник не будет найден (достаточно устного ответа инспектора, но желательно записанного на диктофон), то вам следует обратиться в ОВД. Просто приходите в местное отделение и пишите заявление, в котором кратко излагаете обстоятельства ДТП, перечисляете свидетелей и цитируете ответ инспектора ГИБДД, который ищет виновника. Укажите, что имеется аудиозапись разговора и приложите диск с ней. Также приложите копии протокола, справки о ДТП, запроса из страховой и прочих материалов по делу. Но если и тут окажется тупик не примут заявление, либо положат его в "долгий ящик", то обращайтесь в местную прокуратуру, где оставите такое же заявление, аудиозапись и копии всех документов по делу. Больше ничего сделать нельзя.
Если все перечисленные выше действия ни к чему не приведут, то так или иначе ремонтировать автомобиль придется за свой счет. Ругаться со страховой компанией бесполезно она тут вовсе ни при чем: по закону в подобной ситуации (при страховании по ОСАГО) она не имеет права оплачивать вам убытки.

Следующий по важности шаг - выставить знак аварийной остановки. Иначе прибывший на место ДТП экипаж ДПС первое, что сделает - оштрафует кого попало на тысячу рублей КОАП 12. 27, часть 1).
Теперь можно вызывать сотрудника ГАИ. Если в этот момент никакие номера телефонов в голову не приходят, то проще всего набрать 112 - это МЧС. Там как минимум дадут нужный номер ГАИ, а как максимум - сами же и вызовут. ГАИ, как правило, ждать приходится долго и у вас есть время наконец изучить (раньше все как-то не до этого было, правда?) правила ОСАГО и договор на КАСКО, если таковой имеется. А если к нему в комплекте обнаружится еще и аварийный комиссар, то это вообще редкая удача. Сначала звоним в свою страховую компанию, а потом - аварийному комиссару. Что делать дальше - они подробно расскажут.
Параллельно присматриваем за "противником". Как он себя ведет? Адекватен? Трезвый? Не пытается уехать? Угрожает? Лезет в драку? Вызывает по телефону "группу поддержки"? Если есть какая-то угроза с "той" стороны, то немедленно вызывайте свою "группу поддержки" - родственников или друзей. Если поведение вашего нового знакомого совсем выходит за рамки закона, то можно и нужно звонить 02 (как это сделать с мобильника - отдельная тема) или опять в тот же МЧС (112). Сами вы должны сохранять спокойствие и человеческий облик: в конце концов "железо" - всего лишь железо, кто бы ни был виноват в ДТП.
В таком же состоянии надо находиться и когда наконец приедет машина ДПС. Сотрудники ГАИ - люди опытные, попытка истерить и давить на них ни к чему хорошему не приведет. Внимательно прочитайте, что они напишут в протоколе и какую схему ДТП к нему составят - вам на этих документах ставить свою подпись. На схеме должно быть правильно зафиксировано положение транспортных средств на проезжей части, следы торможения, если таковые имеются, и их длина, осыпь (осколки стекла, обломки пластиковых деталей, грязь из колесных арок). К протоколу также прилагается и описание механических повреждений транспортных средств - в конце перечня увечий вашего автомобиля обязательно должна быть фраза "возможны скрытые повреждения". Еще один важный документ, который нередко составляется на месте - акт состояния дорожного покрытия. Проследите, чтобы в нем были зафиксированы необходимые лужи, ямы, снег и т. п.
Следует иметь в виду, что это только первая часть оформления ДТП. Вторая часть начинается в группе разбора того отделения ГАИ, на территории которого вам так не повезло. Там вам выдадут листок бумаги и покажут, где находится образец для написания объяснения. Не спешите, объяснения должны быть исчерпывающие и не противоречивые. Из группы разбора вы должны выйти с тремя бумагами: копия постановления об административном правонарушении (вашем или вашего визави), справка о ДТП и копия протокола. Теперь можно ехать в свою страховую компанию и писать заявление.

Как получить деньги с недобросовестного страховщика
Зачастую, когда человек хочет получить страховую выплату, он сталкивается с тем, что страховщик ведет себя совсем иначе, чем когда оформлял полис и брал деньги.
Это уже не тот улыбающийся дядя из рекламного ролика, а суровый делец, уставший от всяких мелких проблем и искателей. Довольно часто этот делец отказывает.
Чтобы знать, как защитить свои права, необходимо понимать, на чем основаны эти отказы и как на них следует реагировать.
Рассмотрим несколько типичных случаев отказов по КАСКО.
Клиенту сообщают, что согласно такому-то пункту правил он должен был обратиться в страховую компанию с письменным заявлением о наступлении страхового случая в течение стольких-то дней. Клиент написал заявление позже, поэтому выплату страховщик произвести не может. Бывает, отдел выплат дополнительно ссылается на п. 1 ст. 961 Гражданского кодекса, где действительно написано о том, что при наступлении страхового случая страхователь обязан незамедлительно уведомить об этом страховую компанию. Но страховой случай произошел в командировке, заявление вы написали только по возвращении. Или вы написали заявление, но не взяли в страховой никакого документа, подтверждающего этот факт. Или позвонили в страховую, а вам посоветовали прийти, когда получите документы из ГАИ. А это произошло через две недели после ДТП.
Обратите внимание на п. 2 той же ст. 961 ГК РФ. Он гласит, что по указанным выше основаниям страховщик может вам отказать, если только он сам докажет, что позднее обращение мешает установить обстоятельства происшествия и выплатить страховое возмещение. А раз вы предоставили все документы из ГАИ и/или милиции, и перекресток, на котором произошло ДТП, никуда не исчез, автомобиль, которому причинен ущерб, - вот он, то что еще страховой компании нужно? Каких документов им не хватает? Какие именно детали происшествия необходимо еще установить?
Именно такие вопросы обычно задают представителю страховой компании на судебном процессе судьи. Как правило, и документов хватает, и обстоятельства все бывают ясны.
Полезный совет: все документы, которые вы передаете в страховую компанию, приносите в двух экземплярах и просите на вашей копии расписаться в приеме данного документа. Если вам отказывают, отправляйте документы почтой России заказным письмом с описью вложения и уведомлением.
Кстати...Спор по трем процентам...
В правилах КАСКО практически всех страховых компаний есть условие о том, что выплату, не превышающую установленной суммы (например, 500 долларов, или трех процентов), можно получить без предоставления справки из компетентных органов. Поэтому, обнаружив на крыле царапину, вы за справкой не пошли, а обратились сразу в страховую компанию.
После определения размера ущерба вам сообщили, что сумма превышает установленный лимит. То есть получилось, к примеру, следующее: автомобиль стоит 500 000 руб., 3 процента от его стоимости - это 15 000 руб., а ущерб насчитали на 15 001 руб. И на этом основании полностью отказывают вам в выплате.
В этом случае необходимо написать заявление в страховую компанию. В нем укажите, что желаете получить свои 3 процента от стоимости автомобиля (а именно 15 000 руб). На сумму, превышающую лимит (один рубль), вы не претендуете. Если страховая компания откажет или проигнорирует, это повод для обращения в суд.

Не всем и не всегда понятно, как себя вести и каков порядок действий при попадании в самую простую аварию, без последствий для здоровья - своего и прочих участников. В данном материале будет рассмотрен случай аварии более серьезной, как по результату, так и по последствиям.
Итак, случилось страшное.
Через лобовое стекло, почему-то, ничего не видно. Из руля свисает непонятный белый мешок, нос ощущает какой-то странный запах и боль от удара по очкам. Осмотрите себя и своих пассажиров на предмет, целы ли руки-ноги и голова. Затем постарайтесь выбраться наружу через любую открывающуюся дверь. Убедитесь, что машина не дымится, не горит и не тонет.
Аналогично нужно осмотреть и авто и пассажиров противоположной стороны.
Теперь набираем заветный номер 112 и вызываем ГИБДД, скорую помощь, пожарных и всех, кого сочтете нужными исходя из конкретных обстоятельств.
Затем примите все возможные меры, чтобы в автомобили, да и в вас не врезался еще кто-то (выставите знак аварийной остановки, наденьте светоотражающий жилет, отгоните авто при необходимости). Если "аварийка" у автомобиля осталась исправной, то включаем и ее.
Обязательно надо записать координаты свидетелей ДТП, если таковые имеются.
Никто из участников ДТП не должен покидать место его совершения, двигать автомобили (за исключением экстренных случаев). Пострадавшим должна быть оказана! первая медицинская помощь. ПДД разрешают отправить пострадавших на попутном транспорте в ближайшую больницу. Участник ДТП, если его машина сохранила способность двигаться самостоятельно, в теории, может и сам доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться на место ДТП.
Чем заняться в ожидании ГИБДД?
Во-первых, соблюдаем рекомендации предыдущего материала.
Во-вторых, сохраняем спокойствие. Никого ни в чем не обвиняем, да и сами не рвем на себе волосы. Чем быстрее остынет голова - тем лучше.
Во-третьих, рассмотрим подробно место ДТП и все, что его окружает. Это погода (солнце или дождь), видимость (нет ли тумана), состояние дорожного покрытия (лед, ямы, лужи), как выглядят дорожные знаки и светофоры (не загораживают ли их деревья или рекламные щиты), есть ли и видна ли дорожная разметка.
Если чувствуете неуверенность в своих действиях, сделайте "звонок другу" - более опытному человеку. Это в-четвертых.
В-пятых, полезно все подробно сфотографировать.
По прибытии ГИБДД спокойно, без истерики, излагаем свою версию случившегося. В особо тяжелых случаях на место ДТП могут прибыть следователь УВД, сотрудник уголовного розыска и технические эксперты. Обращаем внимание инспектора на важные факты, которые мы зафиксировали выше. Следим, чтобы они попали в протокол осмотра места ДТП и в схему ДТП. Эти два документа составляются на месте.
Полный же набор первичной документации выглядит так:
протокол осмотра места ДТП; схема ДТП; протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства; справка по ДТП; объяснения участников происшествия и свидетелей, вещественные доказательства; протокол контроля трезвости водителей. Объяснения участников ДТП пишутся уже в группе разбора ГАИ. Документ этот крайне важен, от полноты и грамотности его составления зависит правильность проведения последующих экспертиз и иных следственных действий. Никаких ограничений на объем и содержание объяснений не существует. Писать надо максимально по делу, без эмоций. На холодную голову.
Из группы разбора выходим с четырьмя бумагами:
Копия Постановления об административном правонарушении (копии Постановления в обязательном порядке вручаются нарушителям ПДД, а пострадавшим - по просьбам последних); Справка об участии в ДТП (форма 12 с указанием повреждений автомобиля); Копия Протокола с места ДТП (если они не были выданы на месте ДТП); Справка по форме 31 (обычно выдается по запросу Страховой компании). Следует иметь в виду, что виновника ДТП определяет не сотрудник ГИБДД, а суд. До суда дело не доходит только в том случае, если нет пострадавших и стороны не оспаривают первичные выводы сотрудников ГИБДД.
При рассмотрении дела в суде к вышеперечисленным документам добавятся следующие:
1. постановление следователя или определение суда о назначении экспертизы (в случае возбуждения уголовного дела); экспертиза транспортного средства, его частей и т. п.; 2. протокол следственного эксперимента (если он проводился); справка о состоянии дорожного покрытия в месте ДТП (при необходимости);
3. справка метеослужбы о погоде в период расследуемого ДТП (при необходимости); 4. справка о продолжительности фаз светофоров (при необходимости); записи уличных камер наблюдения (если таковые были);
5. протоколы допросов свидетелей (при необходимости).
Разумеется, среднестатистическому гражданину в такой ситуации обязательно потребуется хороший адвокат, специализирующийся в данной области.

Было изменено: 19:42 21/04/2013.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(кнопку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)

Попасть в "15 мин. Славы" ⇩