Величайший шейх
Ибн аль-Араби Абу Бекр Мухаммед (прозвище: Шейх аль-Акбар "Величайший шейх")
средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Родился и получил образование в Мурсии, Андалусия, Испания.
С раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший средневековый арабский философ Ибн Рушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульманского Востока, жил во многих городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг. - в Дамаске.
Ибн аль-Араби принадлежит большое число философских и поэтических работ, развивавших идеи суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Наиболее известные сочинения "Мекканские откровения" ("аль-Футухат аль-Маккийя"), "Геммы мудрости" ("Фусус аль-хикам") и стихотворный "Толкователь любовных страстей" ("Тарджуман аль-ашвак"). Черпая материал из многих неисламских философских и космологических систем, Ибн аль-Араби. Весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ереси. Влияние Ибн аль-Араби испытали почти все последующие представители суфизма. Умер в Дамаске 16 ноября 1240 года.
Наиболее известные произведения: "Мекканские откровения", "Геммы мудрости", "Святой дух", "Книга путешествия". Хорошо знал учения античных мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего "Мекканские откровения", адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев, но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и "теологам".
Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников. Ибн аль-Араби выделял три основных вида познания: 1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; 2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; 3) боговдохновенное познание "таинств", имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и "святым".
Риторический стиль многих произведений Ибн аль-Араби, в частности "Мекканских откровений", содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных философских и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык Ибн аль-Араби часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого Ибн аль-Араби рассматривают как "рационализирующего" философа-мистика, стремящегося свести все "таинства веры" к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, - с другой. В основе такого представления лежит признание И. А. сущностного различия между истиной и верой, между целями "законов" в широком смысле слова и истинами откровения.
В своем учении "О единстве бытия" он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко - как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в "совершенном человеке" - земной ипостаси и "зеркале Бога". В сложных символах и аллегориях Ибн аль-Араби описывает вневременной "процесс" теофаний как переход Бога из состояния "в-себе-бытия" в состояние "бытия-для-другого". Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. Ибн аль-Араби не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его "совершенный человек" есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение "О единстве бытия" Ибн аль-Араби рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя - как воплощение "совершенного человека". Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии. (c)
средневековый арабский мыслитель и поэт-суфий. Родился и получил образование в Мурсии, Андалусия, Испания.
С раннего возраста был близок суфийским кругам (крупнейший средневековый арабский философ Ибн Рушд был другом его отца). Начиная с 1202 путешествовал по странам мусульманского Востока, жил во многих городах Ирака, Сирии и Малой Азии, в 1230-х гг. - в Дамаске.
Ибн аль-Араби принадлежит большое число философских и поэтических работ, развивавших идеи суфизма, в особенности учение о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Наиболее известные сочинения "Мекканские откровения" ("аль-Футухат аль-Маккийя"), "Геммы мудрости" ("Фусус аль-хикам") и стихотворный "Толкователь любовных страстей" ("Тарджуман аль-ашвак"). Черпая материал из многих неисламских философских и космологических систем, Ибн аль-Араби. Весьма вольно толковал догмы Корана, поэтому неоднократно обвинялся в ереси. Влияние Ибн аль-Араби испытали почти все последующие представители суфизма. Умер в Дамаске 16 ноября 1240 года.
Наиболее известные произведения: "Мекканские откровения", "Геммы мудрости", "Святой дух", "Книга путешествия". Хорошо знал учения античных мыслителей, религиозно-философские системы неисламского Востока, считался поклонником учений аль-Газали и ас-Сухраварди. Его труды, и прежде всего "Мекканские откровения", адресованы не только широкому кругу практикующих суфиев, но и более образованным читателям, преимущественно мусульманским юристам и "теологам".
Эта работа предназначалась для чтения с учителем, который давал устные комментарии, сообразуясь со способностями каждого из своих учеников. Ибн аль-Араби выделял три основных вида познания: 1) интеллектуальное, основанное на рассуждениях; 2) непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; 3) боговдохновенное познание "таинств", имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и "святым".
Риторический стиль многих произведений Ибн аль-Араби, в частности "Мекканских откровений", содержит как диалектические рассуждения, так и символику духовной практики и откровения, призванные развивать способности учеников с целью превзойти уровни рациональных философских и религиозных рассуждений. Поскольку способности у индивидов к духовному преображению различны, то язык Ибн аль-Араби часто загадочен, символичен и позволяет давать разнообразные толкования. Поэтому и самого Ибн аль-Араби рассматривают как "рационализирующего" философа-мистика, стремящегося свести все "таинства веры" к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и как суфия, отрицающего значение рациональных суждений и общепризнанных социально-религиозных норм, - с другой. В основе такого представления лежит признание И. А. сущностного различия между истиной и верой, между целями "законов" в широком смысле слова и истинами откровения.
В своем учении "О единстве бытия" он систематизировал предшествующую суфийскую традицию. Утверждая, что бытие едино, он считал, что его следует рассматривать двояко - как Истину и как Творение, как абсолютное единство и как множественность. Мир, или Вселенная, есть развертывание во времени и в пространстве атрибутов и качеств Бога, который непрерывно является самому себе в неповторимых и бесчисленных образах материального бытия, позволяющих ему познать себя со стороны как объект. Атрибуты, имена и качества Бога, рассеянные в предметах и сущностях Вселенной, собраны воедино лишь в "совершенном человеке" - земной ипостаси и "зеркале Бога". В сложных символах и аллегориях Ибн аль-Араби описывает вневременной "процесс" теофаний как переход Бога из состояния "в-себе-бытия" в состояние "бытия-для-другого". Желая познать себя, он воплощает свои атрибуты в мире своих творений. Последние различаются способностью отразить в себе божественные способности. Ибн аль-Араби не отрицает значение истин философии и науки, разделяя с философами убеждение в вечности мира, его несотворенности во времени и в том, что мир управляется универсальной закономерностью. Но он признает логический метод познания несовершенным и поэтому неистинным. Он считает, что философ изучает и познает адекватно лишь эмпирический мир, а суфий проникает в сущность бытия, постигая внутреннее единство вещей. Поэтому его "совершенный человек" есть микрокосм, отражающий все уровни бытия и постигающий не отдельные аспекты истины, а саму Истину. Свое учение "О единстве бытия" Ибн аль-Араби рассматривает как высший синтез человеческого знания, а себя - как воплощение "совершенного человека". Оказал большое влияние на развитие суфийской философии и поэзии. (c)