Вчера, возвращаясь как обычно с работы домой, решил выйти из метро с другой стороны. Может быть в поисках приключений, может еще чего. Как говаривал старина Игги Поп: "Чем больше у меня денег, чтобы слоняться туда-сюда, тем меньше я туда-сюда слоняюсь". Но мне еще до Игги расти и расти, поэтому меня явственно манило в один магазинчик. Он находится прямо рядом с метро и там продают DVD диски с фильмами. В общем, на первый взгляд, магазинчик не отличается от сотен подобных, разбросанных по всей Москве. Но, все дело в том, что мой взгляд остановился на нем не впервые. Сказать по правде, я туда захожу с завидной регулярностью. Раз в неделю точно.
И в этот самый раз, я как обычно небрежным движением руки открыл дверь магазина и вошел внутрь, даже не вынимая наушники из ушей. Я сразу приметил новую продавщицу, но не подал виду. Она, откровенно говоря, тоже, похоже, обратила на меня внимание. Наверняка, во-первых от того, что я был потенциальным покупателем, ну а во-вторых, я не особо скрывал своего любопытства. Не ею. Дисками. Возможно, было что-то и третье, а может и четвертое с ее стороны, но это уже было не столь важно для меня, потому что я начал примечать в магазинчике другие, более существенные изменения поимо новой продавщицы.
Меня примагнитило к витрине, где были любовно расставлены диски из категории "по дороже", в глянцевых упаковках, порой с золотистым тиснением или еще какими-то заманчивыми деталями. В общем, выглядели они действительно несколько дороже, нежели остальные. Я бегло пробежался взглядом по знакомым обложкам. Это преимущественно был голливудский ширпотреб. В отличном качестве исполнения, с превосходным изображением и множеством звуковых дорожек. Но это был ширпотреб. К тому же, все это я уже видел. А ведь пришел я как обычно за другим.
И вот, уже поутратив интерес, я грустно сканировал полки взглядом, опуская глаза все ниже и ниже... и вдруг. Вот оно! То, что я искал. Не то, чтобы я искал именно это, ведь зачастую невозможно знать, что ты в действительности ищешь. Но это было то, что явственно выбивалось из этой груды голливудских блокбастеров и сопливых мелодрам. Это было настоящее кино, которое при всей широте нынешнего ассортимента фильмов, к сожалению, встречается очень редко.
Тут, видимо стоит оговориться. Ведь на самом деле, я не дилетант в смысле кино. Я уже достаточно искушенный, не побоюсь этого определения профессионал, который на частые вопросы новых продавщиц, вроде:
- "Чем я Вам могу помочь? - при этом в большинстве случаев не осознавая, что помочь мне она если и могла бы, то далеко не в области консультирования кино.
Я отвечаю обычно, с милейшей улыбкой:
- "Благодарю Вас, я бы сам с радостью просветил Вас, если у Вас появятся какие либо вопросы" - после чего, большинство из них демонстративно надувают губки и пытаются резко переключиться на других клиентов.
Так вот, дойдя до нижней полки, я увидел коллекционное издание, состоящие из шести дисков фильмов Клода Лелюша, объединенных общим заголовком "Любовь по-французски". Одно это привело бы любого киномана, не говоря уж обо мне, большом любителе французского кинематографа.
Этой новой продавщице, я еще не успел фирменно "нахамить", хотя она уже и заметила своим боковым зрением, что я бесцеремонно потянулся к витрине через весь прилавок.
- "Чем я Вам могу помочь?" - услышал я знакомую фразу сквозь музыку, которая все еще играла у меня в ушах. Я вынул наушники и выключил плеер.
- "Благодарю Вас..." - начал я было свое "отшивание", но вовремя одумался.
- "Благодарю Вас, - говорю не могли бы Вы мне показать коллекцию Клода Лелюша".
На ее лице нарисовался немой вопрос.
- "Это классик французского кино, снимающий до сих пор" - пояснил я.
- "А-а-а... - протянула она, - А-а-а... где это?!" - изумилась она.
Тут я понял, это тот самый, мой "любимый" тип продавщиц, которые всегда с любопытством тебя слушают, глядя на тебя преданным взглядом неискушенного студента, и из которых выветривается новая полученная информация так же быстро, как и была получена.
Поэтому, чтобы не тратить слова даром, я просто ткнул пальцем в нужное место на полке. Она взяла один из шести дисков и протянула мне.
- "Браво, девочка! Угадала с первого раза! - пронеслось у меня в голове, - И остальные пять - тоже" - проговорил я, разглядывая первый полученный диск.
Это были фильмы из числа последних снятых Лелюшем в диапазоне с 1990 года по 2005. К своему стыду, я обнаружил, что из всей коллекции я видел всего один фильм.
Не долго раздумывая, я оплатил все диски, попросил упаковать, поблагодарил продавщицу, мило ей улыбнулся и вышел из магазина. Дорога до дома на этот раз оказалась очень быстрой, возможно от предвкушения просмотра, возможно от удачи, обломившейся мне так внезапно.
Дома я быстро распаковал все диски, не смотря на то, что они помимо фирменной целофановой упаковки, были клеймлены голограммой на том месте, где открывают коробку. Все диски были выполнены в едином стиле, в каждом была листовка, гласящая о том, что в этой серии действительно шесть фильмов, т. е. у меня были они все, что подняло мое настроение вдвое. Так же, все фильмы оказались не пережатыми, а записаны на двухслойных дисках и обладали двумя звуковыми дорожками французской и русской. Так же на каждом из диском был записан дополнительный фильм "Со съемочной площадки". А я обожаю подобные сюрпризы!
Начал я просмотр практически сразу после приготовления ужина. Это заняло не так много времени, к тому же за это время, я успел внести новое приобретение в свой каталог. Вооружившись тарелкой с овощами и двумя небольшими тушками королевского окуня, я угнездился на диване и вставил первый (в хронологической последовательности) фильм "Бывают Дни... Бывают Ночи".
Тут следует оговориться о том, как Клод Лелюш обычно снимает. Вообще, все его фильмы можно смотреть друг за другом, что создает необыкновенное ощущение переплетения сюжетов и знакомых актеров, перетекающих из фильма в фильм. Все фильмы начинаются с небольшого монолога, затем титры и уже потом, начинается само действие. То, что значится на коробке диска как "драма", на самом деле не драма в классической трактовке, так же как и "комедия", не является комедией в широком смысле. Все очень изящно. Лелюш не заставляет рыдать или беспрерывно хохотать. Он чаще заставляет думать. И мне очень нравится, что в его фильмах много метафор и афоризмов, размышлений и умных диалогов. При чем, очень четких и тонких.
Вот например, из фильма "Мужчина. Женщина. Способ Применения":
- "Почему американское кино пользуется такой популярностью, а французское никто не смотрит?"
- "Просто американское кино рассказывает элементарные истории с помощью колоссальных средств, а французское рассказывает колоссальные истории с помощью элементарных средств".
Или вот еще, из того же фильма:
"Женщина похожа на цветок. Если ты не хочешь, чтобы она завяла не торопись ее срывать".
А вот, из фильма "Все об этом!":
"Преимущество красивых женщин в том, что у Вас их слишком быстро уводят".
Не могу не сказать об актерах, тех самых, которые кочуют из фильма в фильм, но только у Лелюша. Это в первую очередь Фабрис Лукини и Алессандра Мартинес, а так же Винсент Линдон и дочка самого мэтра Саломэ Лелюш, за которой любопытно наблюдать не только как она великолепно играет, но и как она растет из фильма в фильм. Я имею в виду возраст (ведь в первом фильме она совсем еще девочка), хотя актерское мастерство так же заметно повышается.
Практически все выходные я предавался неповторимой "Любви по-французски" от Клода, благо и погода способствовала, не соблазняя меня выходить из дома. Насытившись этими шедеврами до последней капли, я чувствую, что меня переполняет необычное чувство, которым хочется непременно поделиться. Надеюсь, этот накопившийся эмоциональный сгусток, выльется в нужное русло. Что ж, поживем, увидим.
P. S.: Неразрешенный вопрос из фильма "Случай или Совпадение":
"Что страдает больше: гвоздь или дыра в стене?"