Про экскурсию. Продолжаем путевые заметки.
Мало кто помнит, но прошлой осенью я рассказывала тут про поездку в Вышний Волочек, где появилась первая в России гидросистема, созданная талантливым бурятом Михаилом Сердюковым. Именно он, путем опроса местного населения, составил карту на которой расчертил будущие каналы и плотины. И именно по этому водному пути пошли в Санкт-Петербурх товары да материалы аж с самой Волги. И вырос город на Неве.
Но! одним из самых трудных для прохода было Ладожское озеро. Каждый год более сотни барок тонули в этом бурном северном водоеме. И решил Петр сделать обход. И повелел вырыть Ладожский канал. А после того, как он обмелел и стал приходить в негодность, при Александре втором был прорыт еще один. И стали они с тех пор зваться Староладожский и Новоладожский.
Вот по двум последним я и попутешествовала.
Староладожский привязан к Шлиссельбургу, Новоладожский- к Новой Ладоге. И там, и там - гранитные стенки, целая система шлюзов, кое-где сохранились металлические механизмы, которые поднимали затворы. Прекрасные мосты, стоящие на колоннах (!), в некоторых местах - даже разводные.
При этом барки по каналам тянули лошади. И до сих пор там натоптанные дороги, "бечевые пути".
Удивляет то, сколько интересных инженерных решений было применен при строительстве. А это, на минуточку, 1720-е годы!
Если применять современные понятия, то менеджмент каналов был отличным. Например, вдоль Новоладожского, через каждые 26 верст были построены типовые "караулки", где жили и трудились команды Канального полка. Здания эти с красивой архитектурой, двухэтажные, с толстенными стенами. В полку было около 700 служащих. В их задачи входило обустройство, починка механизмов, обеспечение чистоты и соблюдение правил судоходства.
Для сравнения - пока мы на надувном моторном катере мчались по каналу со скоростью 23 км. в час, суровые водные ГАИшники нас остановили и оштрафовали возницу аж на 300 рублей, за превышение скорости в два раза. Оказывается, по каналу можно плавать не быстрее 10 км. Иначе, говорят - берега размываются.
Поездка по Староладожскому включила в себя еще и посещение села Кобона. Вообще, все названия в этих местах - из ингерманландского, а то и шведского. Точного перевода Кобона нет, но что-то вроде "быстрая река". Место это интересно своей церковью с необычным крестом и тем, что именно туда приходила "дорога жизни". Крест на церкви сделан каркасом, в который вставлены куски хрустального стекла. И на солнце он всегда сиял, являясь маяком для рыбаков, коими являлись тут все. Во время ВОВ он был и помощником и врагом. Потому что на него ориентировались как наши самолеты, так и фашистские.
Когда ленинградцев вывозили через Ладогу по самому короткому пути до Кобоны, их помещали в эту церковь. Они там 1-2 дня приходили в себя, и потом их транспортировали дальше. Прошло через нее более миллиона блокадников. Поначалу кобонцы кидались разбирать их по домам и пытались кормить, что приводило к смерти. Потому и решили размещать их всех там.
В Кобоне есть частный музей на дайвинговой турбазе. Увлеченные люди поднимают со дна много чего от тех времен. Из 20 поднятых полуторок собрали одну, полностью из родных деталей. Остановлюсь здесь, советую побывать в этом музее.
А вот по Новоладожскому мы доплыли до деревни Сумское. И тут мы опять вспоминаем Ингерманландию. Сумская раньше была Суомским рядком. Рядками называли в 17 веке деревни, из которых жители не занимались сельским хозяйством, а ходили в подРЯД. Так что жили в этой деревне финны, которых нанимали лоцманами и другими полезными наймитами. Сейчас там живут в основном дачники. Дороги туда нет от слова совсем. Еду привозят по звонку добрые люди из Новой Ладоги.
По ходу движения видно, что в окрестных к каналам деревнях сохранились традиционные постройки с финскими акцентами. Домам более 150 лет, но хозяева большинства из них удивительно бережно относятся к сохранности и даже не покрывают их набившем оскомину сайдингом.
Подытоживая, замечу - все три экскурсии позволили мне "закольцевать" эти гидросистемы в ту стройную картину, которая показывает, как решали транспортные проблемы и логистику на Северо-Западе до появления паровозов.
Кстати, самый "молодой" Новоладожский эксплуатировался до 1962 года.
В общем, есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам )