Вчера я намеренно, как все догадались, назвал молдавского режиссёра Эмиля Лотяну молдаванским. И сделано это в приложении к фильму "Мой ласковый и нежный зверь", где Лотяну низвёл произведение всемирного Чехова до местечковой трагедии.
СССР был великой империей, пусть и недолгой, и не всегда удобной для жителей метрополии.
Большой частью империи была русская цивилизация - радушная и мОгущая стать всемирной, ибо не истребляла народы, а предоставляла возможности для развития и полноценного мирного сосуществования. В основании империи приняли участие евреи, также всемирный народ, хотя и с иными принципами и свойствами.
Упомянутый выше фильм - это не имперский Лотяну, а местечковый Чехов. И тут вопрос, наверное, не таланта. Ведь тот же Лотяну снял двумя годами ранее "Табор уходит в небо", превративший неинтересного Горького в яркого беллетриста.
А почему?
А потому что великое произведение всегда глубоко национально. Цыганская история на бессарабской земле Лотяну ближе и понятнее. Потому и получилось.
Кстати, и в том, и в другом фильме, и в выбранных для сценария произведениях, мужчина убивает любимую женщину из-за невозможности решить вопрос как-либо по-иному.
Взял да зарезал, х у ли уш тут уш.
Но тут уже вопрос не менталитета, но психологии.