Сегодня сухо и по существу.
В свет вышло новое дополненное издание "Психология влияния" Роберта Чалдини (Издательство "ПИтер"). Интереснейшая штука. Прежде всего для тех, кто интересуется отношенями, мотивацией поступков, почему мы поступаем так а не иначе, и как нас водят за нос другие.
В книге обнаружил полное описание эксперимента Милгрема, ставшим классикой психологии. Я всегда вспоминаю об этом эксперименте, огда захожу в еже. Привожу выжимку и умолкаю.
В своём эксперименте Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, если причинение боли входит в их рабочие обязанности?
Фактически Милгрэм начал свои изыскания, чтобы прояснить вопрос, как немецкие граждане в годы нацистского господства могли участвовать в уничтожении миллионов невинных людей в концентрационных лагерях.
Суть эксперимента следующая. В помещении находился испытуемый привязанный к электрическому креслу, играющий роль испытуемого. В смежной комнате за стеклом находился волонтер, в задачу которого входило пропускать электрический ток через кресло, если испытуемый неправильно отвечал на вопросы. Разряд тока увеличивался по мере накопления неправильных ответов. Волонтеры не знали об истинной цели эксперимента, официально это были тесты "изучающие свойства памяти". Никакого электричество, разумеется, тоже не было, актер просто изображал страдания и боль
Полученные результаты поразили всех, кто имел отношение к эксперименту, даже самого Милгрэма. В одной серии опытов 26 испытуемых из 40, вместо того чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Ещё большую тревогу вызывало то, что почти никто из 40 участвовавших в эксперименте испытуемых не отказался играть роль учителя, когда "ученик" лишь начинал требовать освобождения.
Не сделали они этого и позднее, когда жертва начинала молить о пощаде. Более того, даже тогда, когда "ученик" отвечал на каждый электрический разряд отчаянным воплем, испытуемые-"учителя" продолжали нажимать кнопку.
Ни один из них не остановился до напряжения в 300 В, когда жертва начинала в отчаянии кричать: "Я больше не могу отвечать на вопросы!", а те, кто после этого остановились, оказались в явном меньшинстве. Общий результат выглядел следующим образом: ни один не остановился до уровня 300 В, пятеро отказались подчиняться лишь после этого уровня, четверо - после 315 В, двое после 330 В, один после 345 В, один после 360 В и один после 375 В; оставшиеся 26 из 40 дошли до конца шкалы.
Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента.
"Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведен до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: "О Боже, давайте прекратим это". И тем не менее он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался"
После отладки своих экспериментальных методик в Соединённых Штатах Милгрэм планировал отправиться с ними в Германию, жители которой, как он полагал, весьма склонны к повиновению.
Однако после первого же проведённого им в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, эксперимента стало ясно, что в поездке в Германию нет необходимости и можно продолжать заниматься научными изысканиями рядом с домом.
"Я обнаружил столько повиновения, - говорил Милгрэм, - что не вижу необходимости проводить этот эксперимент в Германии".
Хлоя
затем, что здесь все такие святоши, что с души воротит. И всех-то они любят. И всем-то помогают. прекрасные матери, образцовые сыновья и дочки, бедным помогают, пороки клеймят, а за христа четвертуют.
Почти никогда их настроение не меняется беспричинно, однако поводы для его изменений обыкновенно настолько незначительны, что со стороны эти изменения кажутся совершенно беспричинными: на эмотивно-лабильных может действовать и дурная погода, и резко сказанное слово, и воспоминание о каком-нибудь печальном событии, и мысль о предстоящем неприятном свидании, и словом, такая масса совершенно неучитываемых мелочей, что иной раз даже сам больной не в состоянии понять, почему ему стало тоскливо и какая неприятность заставила его удалиться из веселого общества, в котором он только что беззаботно смеялся. Надо добавить, что большей частью у них есть все-таки свои хорошие и дурные дни, причем в хорошие они иной раз очень спокойно переносят даже крупные огорчения и неприятности, тогда как в плохие почти не выходят из тоскливого угнетения или гневной раздражительности; в некоторых случаях эта раздражительность является даже основной чертой характера такого рода психопатов.
(ганушкин)
Способность перечить авторитетам и способность любить родителей - это две разные способности. Не надо за уши пригягивать.
Автору очень хочется думать, что все вокруг козлы. Весьма показательно.
Бабочка Красавица
Есть четыре типа мироощущения:
1. Я плохой, мир плохой
2. Я плохой, мир хороший
3. Я хороший, мир плохой
4. Я хороший, мир хороший
Мне близок пункт номер 3. И это действительно показательно. В нем концы с концами сходятся. И я уверен, что я далеко не одинок. По крайней мере, когда слушаешь чужие разговоры, приходишь к такому выводу
Давайте не будем срывать маски с населения, раз ему в них хорошо? А то ведь вполне может затесаться добродетельный кто нибудь. Воин Света какой нибудь. Или Воин Тамара
Автор
Естественно, что концы с концами сходятся только в этом случае. Ведь хорошим себя чувствуешь только тогда, когда вокруг все козлы. Все в дерьме, а я в белом фраке.
А если вокруг достойные люди, хорошим себе казаться уже не получается.
Аминь.
аналогичный опыт описан с Шурой Балагановым и стариком Паниковским... и что их заставило распилить гирю?)))))
В роли учителя выступал Паниковский.... хотя он же выступал и в роли ученика)
это не садизм. наоборот. ну или садо-мазо, если усреднять.
ваще, изначально цель испытания была выявить у людей не склонность к садизму, а склонность именно к подчинению.
на что готов пойти человек и готов ли (!), если кое-кто обозначится экспериментатором в белом халате и заставит подчиняться.
кстати, проводились и др. эксперименты позже, с двумя руководителями: когда испытуемый уже молил штоб ему разрешили прекратить насилие, один приказывал прекратить, а другой - продолжать эксперимент. испытуемый сначала не знал что ему делать, колебался, но в итоге начинал следовать собственным побуждениям и прекращал удары током.
Самый интересный феномен социальной психологии в том, что как только некто открывает для себя нечто, он немедленно ощущает своё превосходство над другими, ничтоже сумняшися, что, вполне может быть, другие это открыли для себя так давно, что уже даже перестали этим гордиться.
Автор, а еще был Стэнфордский тюремный эксперимент. С Вашей образованностью да его не упомянуть;-)...
Эдак, ежели все про это думать да ужОсы всякие обмусоливать, так проще сразу в гробик лечь и не париться в каком-то гадком Еже...
А бросайте Вы эту сушеную психологию да живите себе да другим в удовольствие, а?
забавно так Ваши опусы читать:-)))
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!