Виктор Франкл. Сказать жизни "Да!":психолог в концлагере
Книга произвела сильное впечатление, особенно несколько мест из нее.
Для начала если коротко, то эта книга не о героях или мучениках, это история обычного человека, попавшего в лагерь. И ты начинаешь чувствовать его, вернее, самое главное, что есть в нем. А это, казалось бы, простые вещи. Его книга, рукопись, дело всей жизни, которую он хочет закончить, она важнее всех ужасов войны. Его любовь, любимая жена, им суждено было пробыть вместе недолгое время, но оно было наполнено таким счастьем, которое перевесило все плохое. Его престарелые родители, поддержать которых он остается (хотя мог бежать в США), несмотря на грозящий арест, концлагерь... Вот его смысл, вот благодаря чему он жил.
Находясь в концлагере, Франкл убедился, что, когда отнято все, когда перестаешь понимать, кто ты, и нет уверенности даже в следующей минуте, "в самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание, - в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого он любит". Он представлял свою жену, ее улыбку, ее ободряющий взгляд, и этот взгляд сиял ему ярче, чем всходившее в те минуты солнце. "Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа".
А этот случай, описанный в книге, особенно запал в душу. В один скверный вечер после тяжкой работы смертельно усталые, голодные и раздраженные люди в бараке начали рассуждать о своем безвыходном положении, о том, что каждого ждет один конец, что все бессмысленно. И меньше всего в тот момент хотелось говорить Франклу: ему, так же как всем, было тяжело. Но он начал говорить и...
"На каждого из нас, - говорил я, - в эти часы, которые, может быть, для многих уже становятся последними часами, кто-то смотрит сверху требовательным взглядом - друг или женщина, живой или мертвый. Или - Бог. И он ждет от нас, что мы его не разочаруем, что мы не будем жалкими, что мы сумеем сохранить стойкость и в жизни, и в смерти..." Он говорил и говорил об этом последнем смысле их существования, о том, что даже сама смерть может иметь смысл. "Внезапно под одной из балок вновь вспыхнула электрическая лампочка, и я увидел моих товарищей, собравшихся вокруг моих нар, - немощных, в жалких отрепьях. И я увидел на их глазах слезы".
Из книги выходит, что когда отнято все, остается самое главное, и это и есть то, ради чего стоит жить, тот самый смысл. И его всегда можно найти, если по-настоящему искать, потому что он есть у каждого человека...
Есть там еще одна глава, хочу привести ее дословно, она того стоит
Психология лагерной охраны
Прежде чем мы обратимся к психологической характеристике последней фазы психологических реакций заключенных фазы освобождения, зададим отдельный вопрос, занимающий психологов вообще и, в частности, тех из них, кто сам пережил лагерь: вопрос о психологии лагерной охраны. Как это возможно, чтобы обычные люди, из плоти и крови, могли делать с другими людьми то, что они делали? Да и те, кто впервые слышал о трагедиях концлагерей, спрашивали: возможно ли это чисто психологически? Чтобы ответить на этот вопрос, не входя в подробности, надо сказать следующее: во-первых, среди охранников в лагере были безусловные садисты, в строгом клиническом смысле этого слова.
Во-вторых, таких садистов специально отбирали, когда было нужно составить очень жестокую команду. Мы уже говорили о том, что в огромной массе заключенных в более выгодном положении оказывались крайне эгоистичные, жестокие личности, побеждавшие в борьбе за выживание, становившиеся помощниками помощников, слугами палачей. К их негативному отбору в лагере добавлялся еще естественный отбор садистов.
Что доставляло удовольствие садисту? Вот, к примеру, в сильнейший мороз, совершенно не защищенные от холода своей жалкой одеждой, мы работаем на открытом воздухе, в котловане. Правда, нам разрешено по очереди, примерно раз в два часа несколько минут погреться у походной железной печурки, которую топят здесь же собранными сучьями и ветками. Для нас эти минуты, конечно, большая радость. Но всегда находился какой-нибудь бригадир, надсмотрщик, который самолично запрещал это и пинком сапога отшвыривал в снег печурку со всем ее благостным теплом. И по выражению его лица было видно, какое наслаждение он получает, лишая нас возможности погреться. И если кто-то из эсэсовцев мог считать, что ему не к лицу заниматься чем-либо подобным, то у него всегда находились подчиненные, специализирующиеся на издевательствах, которые делали это совершенно беспрепятственно.
В-третьих, надо заметить, что большую часть лагерной охраны составляли люди, просто отупевшие от тех огромных доз садизма, ежедневными свидетелями которого они оставались годами. Эти закосневшие в своем относительно благополучном существовании люди не были, впрочем, ярыми садистами в своих владениях, но против садизма других они, конечно, не возражали.
В-четвертых, не умолчим вот о чем: и среди наших стражей были "саботажники". Я хочу упомянуть только начальника того лагеря, где я находился в последний период и из которого был освобожден, эсэсовца. После освобождения лагеря выяснились обстоятельства, о которых раньше знал только главный врач, тоже заключенный: этот начальник тратил немалые деньги из своего собственного кармана, чтобы приобретать в аптеке ближайшего селения лекарства для заключенных. Эта история имела продолжение. После освобождения заключенные-евреи спрятали эсэсовца от американских солдат и заявили их командиру, что они выдадут этого человека только при условии, что ни один волос не упадет с его головы. Командир дал им в этом слово офицера, и только тогда ему был представлен этот эсэсовец. Американское командование снова назначило его начальником лагеря, и он организовывал для нас питание и сбор одежды среди населения окрестных деревень.
А староста этого лагеря, заключенный, был более жестоким, чем все эсэсовцы вместе взятые. Он бил заключенных где, когда и сколько мог, в то время как начальник лагеря, насколько мне известно, ни разу не поднял руки на "своих" лагерников.
Из этого следует вот что: если мы говорим о человеке, что он из лагерной охраны или, наоборот, из заключенных, этим сказано еще не все. Доброго человека можно встретить везде, даже в той группе, которая, безусловно, по справедливости заслуживает общего осуждения. Здесь нет четких границ! Не следует внушать себе, что все просто: одни ангелы, другие дьяволы. Напротив, быть охранником или надсмотрщиком над заключенными и оставаться при этом человеком вопреки всему давлению лагерной жизни было личным и нравственным подвигом. С другой стороны, низость заключенных, которые причиняли зло своим же товарищам, была особенно невыносима. Ясно, что бесхарактерность таких людей мы воспринимали особенно болезненно, а проявление человечности со стороны лагерной охраны буквально потрясало. Вспоминаю, как однажды надзиравший за нашими работами (не заключенный) потихоньку протянул мне кусок хлеба, сэкономленный из собственного завтрака. Это тронуло меня чуть не до слез. И не столько обрадовал хлеб сам по себе, сколько человечность этого дара, доброе слово, сочувственный взгляд.
Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две "расы" людей, только две! люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти "расы" распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает "расовой чистотой!" То один, то другой достойный человек попадался даже среди лагерных охранников.
Лагерная жизнь дала возможность заглянуть в самые глубины человеческой души. И надо ли удивляться тому, что в глубинах этих обнаружилось все, что свойственно человеку. Человеческое это сплав добра и зла. Рубеж, разделяющий добро и зло, проходит через все человеческое и достигает самых глубин человеческой души. Он различим даже в бездне концлагеря.
Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он. Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.
Могу сказать только одно, прочитав книгу еще раз убеждаешься, что действительно есть две расы людей - люди порядочные и люди непорядочные, в любой обстановке, в любых условиях. Привожу эту главу дословно потому что может быть кому-то она просто поможет...
скажи мне, Бригантина, за что я тебя так не люблю! этот пафос навяз в зубах и мешает просто кушать... ничто никому помочь не может, а особенно умные (очень умные) мысли, как жить, как нам обустроить Россию... мой корабль ходит на честном слове уже давно, но он ходит!... и книжки я перестал читать давно, кроме некоторых, любимых.. я их перечитываю... а чаще всего хочется просто выпить.. нет, не нажраться, а дойти до кондициии, когда наконец начинаешь хоть что-то понимать.... я тебе давал ссылочку на хорошие стихи - ты молчишь... ёпрст! давай как древний римлянин древнему римлянину...
ты Эдгара Алана По уважаешь?
На кой это всё что тут? Сами себе ответили прежде чем своё творение создать тут? +\- чёрное - белое две стороны и т д... Хош эмоций и впечатлений?- книжется такая есть "Кухня дьявола или отряд 737" Реально не для слабых нервов, фильм есть в нете Но не то столько эмоций не вызывает как книжка
pers, ну любить или не любить это уже твои проблемы:) Я к тебе отношусь ровно, не люблю, не нелюблю, просто воспринимаю как одного из форумчан:) Ну как римлялнин римлянину слушай:))) Мне лично эта книга после общения на данном форуме помогла вновь поверить в людей, форум как-то очень навязчиво пытался подавить веру в людей, в порядочность и прочее:) Так лично мне эта книга помогла, может и еще кому пригодится:)) А если кто-то не читает книжек, то это его право:) Мне вот Достоевский совсем не читается и перестал нравится, хотя лет двадцать назад я им зачитывалась и Лермонтов тоже вот перестал, зато Пушкина я сейчас обожаю и чего?:) Pers, ты сейчас случаем не в кондиции, на счет ссылочки и стихов, ничо не путаешь?:) Воть, а еще на этом форуме кроме тебя имеются люди, вот Ёлка, например, да мало ли кто еще?:) А на счет Эдгара По? Да, лет в 15 нравился, сейчас давно не читала, но мне в 15 лет и Грин нравился, не его популярные Паруса, Бегущая, Цепь, хотя и они тоже, но и малоизвестные широкому кругу читателей рассказы - их у Грина много:)
pers - эта книга повествует про две "расы" людей, но написана она только для одной "расы" - для тех, кто привык вокруг себя видеть скотов, подобных старосте лагеря, но все равно хочет в каждом новом знакомом видеть начальника лагеря! Только эта "раса" сможет понять смысл этой книги! видимо это не твоя "раса", не читай!
Считаю, что рас не 2, в 3: 3я раса - перс и ему подобные, не видящие ни света, ни тьмы, только серость да любимую водочку. Таких большинство, к сожалению.
Опять про белое и черное!..
Ну не бывает в природе так однобоко! Столько оттенков, полутонов, глубины, а слепые зануды, знай, все твердят нам:черное и белое!..
Человек, попадая в экстремальную для своей жизни и психики ситуацию, буть он хоть каким распрекрасным психологом, не может объективно оценивать ее и не надо пытаться доказывать обратное!..
pers Эдгар Алан По - наше Все!..:-)
Блин! Крепился, крепился, да не удержался....
Читайте, люди, Льва Гумилева. "Древняя Русь и Великая Степь".
Раздел о иудейской Хазарии.
"И пал этнос и никто не пожалел о нем".... (с)
Soulll, наскока я понимаю, "rasa" значит чистый(ая).... нет, не моя это раса, я грязный и мне это нравится, ибо на чистой доске можно написать всё, что угодно - и обычно пишут (нехорошие слова)...
Варягъ, Л. Н. Гумилёв - великий сказочник, но душка )))
А мне перс симпатичен) И читает он много, и пишет грамотно)
И комментирует умно, но совсем необидно)
Сдаётся мне, что автор - действительный член мифического всероссийского общества "Знание")))
В связи с многословно вышеописанным вспомнила...:))
Один достаточно показательный эксперимент. Была набрана группа психически здоровых людей, которым официально дали право ударить током человека, который ошибался при банальном опросе, типа викторины о городах, странах и т. п..
Замечу, им всего лишь разрешили наказывать за неверные ответы, и притом все более и более болезненно, по мере того как опрашиваемый делал все больше ошибок.
Цель экспеимента - измерить до какой степени обычный человек, вооруженный идеей и официальным правом, способен мучить своего ближнего..
(в действительности никакого тока не было, а страдания изображали специально нанятые актеры)
Результат: 80% тестируемых дошли до того, что били током в 450 вольт (смертельное напряжение для чловека), остальные продолжали издеваться на более низких параметрах, отказался один - за бессмысленностью деяния..
О каких двух расах гоаорит автор книги, что за утопия порядочных-беспорядочных? С молитвами люди шли как в газовые камеры, так и в крестовые походы, руковоствуясь идеями порядочности и чистоты убивали почем зря ничтоже сумняшись..
Есть толпа - подверженная идеям, и есть самостоятельно развивающиеся автономы, их единицы, которые руководствуются своим разумом..
Возможно однажды, когда люди в большинстве своем станут умнее, они больше не захотят убивать, воровать, унижать и завидовать.. И это будут не моральные наслоения и табу, а сознательный выбор разума.
Одно дело осетровую икру мааааленькой серебряной ложечкой смакуя медленно и осмысленно. А другое семки у подъезда лузгать c соседками.
Научитесь отличать эти удовольствия.
Меня последнее время только интересует вопрос - автономы рождаются как исключение, или это просто случайные экземпляры, кому повезло в жизни не дать засерить свой мозг идейным наставникам? Есть подозрение, что "моральный закон" ВСЕХ людей настроен на добро, белое и позитивное. Но окружающая среда. начиная с родителей засерает все это ИДЕЯМИ. И потом нам много надо потрудиться, что б увидеть сквозь все это себя - позитивных. творческих и по-своему мыслящих.
Действительно, при прежних традициях управления людьми. никаким правящим классам не нужны были коллективы людей с таким набором качеств...
Но сейчас другое время... любые авторитарные управленцы должны догадаться, что управление рабами - тяжкий труд прежде всего, для них самих...
То, что описала Олеся может случиться только тогда, когда остро встанет вопрос необходимости существования человечества, состоящего из индивидуумов... до сих пор об этом говорили только те, кого называют утопистами.
Но, лично я, как закоренелый утопист, идеалист, оптимист и прочий непрагматично мыслящий шизоид верю, что очень скоро мы к такой необходимости придем, и начнем воспитывать детей по-другому. И уважать сначала детей и молодых, и растить из них мыслящих...
Олеся, эксперимент был, кажется, про подчиняемость.
Подопытным говорили, что они должны жать кнопку, что ответственность за это берут те, кто даёт им указание "жать". И эксперимент показал, что-таки да. Люди подчиняются прямым указаниям авторитарных личностей.
Поддержу Перса. Из всех сказочников самый развесёлый это Лёва Гумилёв.
Мда, природа частенько на детях отдыхает.
Интересен Лёвушка тем, что свято верит в мутоту, которую пишет.
Что-то много слов написано и как-то расплывчато, как всегда. Причем каждый по-своему говорит, думая о том, что он говорит правильно по теме.
Существует такое понятие, как усталость металла, именно это и было на войне, подчёркиваю - это основное. Большинство охранников просто использовало сломавшихся, чтобы самим не вмешиваться, потому что надоедает это каждый день и лучше смотреть на это издали, чтобы это делали другие голодающие. А этот, предатель, почувствовав, что ему доверили частицу власти, сразу начинает пинать котелки и тушить костер зимой, чтобы оправдать внимание к нему хозяев, хотя это даже не внимание, а так.. вгляд разрешающий. Ну всё просто, любой садист сначала подумает, что ему будет потом, если он будет зверствовать сильно, поэтому он смотрит на реакцию хозяина и если - да, то продолжает дальше. А так вроде и порядок поддерживается предателями, и эсэсовцы не вмешиваются, вроде как рядом стоят и никого не стукнули прикладом.
Это обычная тактика столкновения людей друг с другом, именно в этой непонятной ситуации противостояния, начальник помогал медикаментами узникам, чтобы не видеть страдания, наверное даже недовольные охранники молчали, потому что это война, тут можно было от начальника получить пулю в лоб сразу, а уж разбирательства.. Ну вы наверное знаете, как начальники разговаривают между собой? "Ну зачем ты так сделал? Ведь был вроде этот хороший солдат, застрелил ты его, ты уж будь поаккуратней в следующий раз, на первый раз тебе устный выговор за солдата. Зря ты это сделал, но у нас людей не хватает, поэтому служи дальше, но приглядывать мы за тобой будем".
Ничего не изменилось с древних времен, сначала это придумали, а потом отшлифовали эту тактику. Это война.. Любой человек хочет защитить свою психику, поэтому он прячется за другого, чтобы тот сделал за него и наплевать на то, что тот будет чувствовать позже, лишь бы самому не думать потом, о том что заставили тебя сделать.
Тут многое недописано, я вижу как каждый мой пункт можно оспорить.. Объяснять - это долго, тут надо просто понять ситуацию. Спорить не хочу и не буду.
Не читайте книги автор, там много эмоций, кторые заслоняют ваше настроение от прочтения, навязывая своё вам. Чтобы понять, надо идти в архив, там сухо и конкретно.
))
Почему не читать книг, почему не смотреть фильмов?
Почему не быть уверенным, что действительно есть две рассы - порядочных и непорядочных?:) Потому что если кто-то попадает в так называемый третий цвет или оттенок он начинает понимать свою непорядочность, а это неприятно? Только потому, что кто-то может ощутить свою непорядочность? Именно по-этому воспринимать мир по-другому? Ведь проблема именно в этом. Как просто. Поступил непорядочно, а потом рассказываешь про третий цвет, про относительность и прочую муть. Иначе... Иначе что ж признать себя подлецом, непорядочным или трусом, так Я взбунтуется и будет искать выход, не может Я считать себя дерьмом, вот Вам и оттенки, вот Вам и многоцветность.
Да, каждый из нас поступает по-разному, но есть знаковые события в жизни, когда человек делает выбор, другое дело, что мучает потом совесть или нет, это другое дело, другое дело, что кто-то под порядочным может понимать окончательную непорядочность и быть уверенным в своей порядочности - это другие вопросы. Данная книга просто говорит о том, что в любой ситуции есть люди, которые просто не могут поступить подло, ну не могут. Да, они скорее всего погибнут в данных условиях, да, это так. Но они есть и это здорово... Иначе вообще не стоит жить, но мое глубокое мнение оправдать можно все, согласна, только не уверена, что надо это оправдывать. После почти 4 лет тусы на данном форуме стала вот такой максималисткой, считаю, что нельзя оправдывать подлость и прочее дерьмо. До форума, кстати, думала по-другому, а сейчас думаю так как думаю. Люди в юности максимализмом страдают, а я вот после 30 пришла к такому выводу:)
Как-то слышала по телевизору слова одного боевого генерала, что очень часто те, кто погибают оказываются героями, только беззымянными, безвестными, а те, кто выживают на войне даже пусть они будут трусами, но оказываются героями и получают награды, только потому, что они остались живы и могут рассказываать о том, что они там были. Я в чем-то согласна с этим генералом, в чем-то нет, по-всякому бывает. Но считаю, что такие книги надо читать, чтобы верить в людей, например.
Проще и безопасней в каждом видеть сволочь, особенно после общения с большим количеством таких, так безболезненнней, но что-то внутри умирает при этом.
Уважаемый, Авиатор, здесь нужен не архив, здесь нужны рассказы живых людей. Я не историю пытаюсь изучить, задача этой книги и моего поска в другом. В том что и в дерьме можно оставаться человеком.
Можно любому человеку оправдаться, что так или иначе в такой ситуации делают все. Не бывает всех, НЕ БЫВАЕТ, бывают отдельные люди везде и всегда и каждый делает свой выбор.
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!