По прошествии Рождества Христова решил освежить я в памяти это событие. Давно оно было, 2014 лет назад, если следовать официальной версии, что-то забылось, что-то лишнее прилепилось. А тут еще Дары волхвов, откуда ни возьмись... Короче, надо разобраться.
Из четырех канонических евангелистов о Рождестве рассказывают только двое, самые многословные: Матфей и Лука. Удивительно, что ни слова об этом событии и о чудесах вокруг него нет у апостола Иоанна Богослова, наиболее приближенного к Иисусу. Нет упоминания о Рождестве и у Марка, записывавшего воспоминания апостола Петра. Ну, с Иисусом ладно, что человек, даже если он Бог, может знать о собственном рождении? Но ведь именно Иоанну Иисус с креста завещал Мать Свою, а уж та могла бы многое рассказать, если было что, и про непорочное зачатие, и про Благовещение от архангела Гавриила, и про волхвов, и про Ирода... но вот не рассказала почему-то. Или рассказала то, что любимый ученик решил не обнародовать. Иоанн - это тот, о ком он сам в своем Евангелии пишет в третьем лице и называет себя любимым учеником Господа. "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе." (Иоанн, 19:26-27). Начинает Иоанн свой рассказ пафосно ("В начале было Слово..."), но тут же переходит к Иоанну-Крестителю, к событиям уже тридцать лет спустя после Рождества, о котором ни слова. Так что всё, что могла ему рассказать Матерь Божья, осталось скрытым в глубине тысячелетий.
Матфей и Лука писали свои Благие Вести куда насыщенней и художественного вымысла для услаждения внимающего читателя не жалели. Кто мог им рассказать о том, что произошло за несколько десятков лет до их знакомства с Иисусом? Дева Мария молчала, остальные участники событий - Иосиф, Захария, Елизавета, Симеон, Ирод Великий, вохвы, пастухи - были давно в могилах. Пришлось напрячь фантазию, чтобы заполнить пробел. Причем договариваться о согласовании особо не стали. Всего два факта, в которых оба евангелиста сходятся - это место рождения Вифлеем, и зачатие от Святого Духа. Это были знаковые символы, и в апостольской среде явно обсуждались. Вифлеем - город Давида, отсюда по преданию должен прийти Мессия - его потомок. А Святой Дух - ну, понятно, Божественное происхождение должно иметь серьезное обоснование.
К Давиду же сводится и генеалогия Иисуса. Только вот незадача: Матфей ведет её через Соломона, всего 14 поколений от Давида до Иисуса. А Лука - через другого Давидова сына, Нафана, и 42 поколения. Ничего себе разница, 400 или 1000 лет! Последнее, кстати, куда более похоже на правду. В остальном рассказчики разнятся еще больше. Матфей приводит волхвов (в оригинале - магов, т. е. месопотамских жрецов) к Ироду (Ирод умер в 4-м году до Р. Х.). Волхвы с востока шли на звезду на востоке. Интересно, куда бы они таким образом пришли бы? По идее - в Китай. Но это неважно, география - не самая важная часть священных писаний.
Про Ирода интересней. Этот царь - реформатор, эллинист, однако, восстановивший Храм, большой друг римских императоров, и в самом деле прославился своей жестокостью. Трон он занимал не вполне легитимно, поэтому опасался заговоров, вырезал все свое окружение, вплоть до жен и детей. Август Октавиан сказал как-то про него: "Вот человек, свиньей которого быть лучше, чем его сыном". Прослышав о том, что в какой-то деревне родился новый "царь иудейский", он вполне мог приказать вырезать там всех младенцев. Мог. Но... никто, кроме Матфея, про это не слышал. Даже Иосиф Флавий, который про Ирода и его время расписал во всех подробностях. Похоже, история эта перепуталась, намеренно или нет, скорее намеренно, с совершенно аналогичной историей про новорожденного Моисея и фараона. Дабы показать преемственность не только от Давида, но и от Моисея. И чтобы переместить Святое Семейство из Вифлеема в Назарет, где оно и проживало к началу более-менее известных всем евангелистам событий. Вот маршрут Святого Семейства по Матфею: Вифлеем - Египет - Назарет. В Назарет они попали после Египта, опасаясь оставаться вблизи Иерусалима, несмотря на смерть Ирода.
А вот их же перемещение по Луке: Назарет - Вифлеем - Иерусалим - Назарет. Здесь Назарет - изначально город Иосифа и Марии, а в Вифлеем он пришли, повинуясь приказу о переписи, так как прописан тот был в Вифлееме. Никакого Ирода у Луки нет (и правильно, 4 года как умер), зато есть Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, одногодка, как получается, Иисуса, с которым тот еще внутриутробно общался (Мария на сносях встретилась с Елизаветой), и который еще внутри утробы знал, что идущий за ним сильнее его. У Луки также присутствуют св. Симеон и Анна-пророчица, славившие в народе Младенца, как Спасителя. Странно, что через несколько лет, когда Иисус с родителями посетил Иерусалим (об этом случае тоже рассказывает Лука), про это уже никто не помнил. А вот волхвов с востока у Луки нет вообще. Есть пастухи с соседнего поля, которые увидели Младенца в хлеву, но никаких даров ему не преподнесли, да и откуда у них?
Вот и все, что нам евангелисты сообщают о Рождестве. Где тут события, и где фантазия, и как это всё связать в единое непротиворечивое целое, каждому предоставлено решать самостоятельно. Церковь предпочитает делать вид, что противоречий просто нет. Художники хватаются за любой сюжет, лишь бы покрасивее был. Агностики пытаются разобраться.
Кстати, близится праздник - день обрезания Господня. Интересно, что в этот день полагается делать?
Боюсь даже представить, что именно нужно делать в день, указанный в последней строке.
Да минет нас чаша сия.
Брайно, мИнет, мИнет, а не то, что можно подумать.
ага. толково написал. я еще чутка добавлю. ирод был не особо "легитимен" уже потому что был не иудеем а идумеем. а в евангелиях есть зерна исторической справедливости, например упоминается квириний, бывший тогда легатом сирии, которой при октавиане (впоследствии ставшем августом, императором) была административно подчинена иудея, тогда - римская провинция второго ранга. судебная власть была у местного самоуправления но с небольшими ограничениями. и уж конечно риму не нужны были никакие смуты в лице расплодившихся тогда мессий. а обьявить себя мессией был смертный всех однозначно. собственно поэтому им и отрубали головы и на кресты разной формы прибивали. но наверное иисуса тупо подставили по глупости когото из окружения. но это уже мой личный домысел
а знаете че? +, если просто прочитал все четыре евангелия подряд. Причем не детскую версию, без сокращений и изложений.
правда, о рождестве там достаточно внятно и подробно, но... это же не теологический диспут.
ну верующим людям даже если менеджмент ип рпц щас предложит посмотреть на личный айфон иисуса - встанут в километровые очереди без лишних критических мыслей.
Агностик, по поводу дня обрезания надо обратиться к главному гностику ВВПутину... помните, как он на Брюссельском саммите заявил- типа, у нас есть специалисты, обрежем... чтоб ничо больше не выросло
SvetaDa
Библия полна противоречий для людей глыпых, неграмотных и сионистов))) Ибо умные и образованный люди знают, что библия состоит их двух религиозных верований - Иудаизма и Христианства)))
Диагностику соответственно минус, как пыстышке, которая склонна притягивать к своим постам приемущественно - дураков, дур, идиотов и недоучек)))
"Волхвы, те, что принесли дaры млaденцу в яслях, были, кaк известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и зaвели моду делaть рождественские подaрки. И, тaк кaк они были мудры, то и дaры их были мудры, может быть, дaже с оговоренным прaвом обменa в случaе непригодности". Все-таки русские переводы О. Генри на нас, советских детей сильно повлияли. А еще откуда бы скажем я, абсолютно советский ребенок, узнал о священных дарах, если бы не прочел в свое время рассказ "Дары Волхвов" в любимом сборнике рассказов?
Вообще-то, вся информация, которая была связана с религией, не слишком приветствовалась.
Какой такой Христос? Пережиток прошлого и вредная идеология. На тех, кто рискнул поделиться, что на нем есть крест, смотрели как сейчас смотрят на спидоносца с ужасом и жалостью. Ну и, натурально, бесконечные рассказы про то, как эти сектанты душат за веру своих несчастных детей-пионеров, причем в газетах и чуть ли не в сборниках для внекласного чтения по литературе. Ну и, конечно, про то, что одна девочка увидела Черную Руку в своей Лиловой Комнате - страх оттуда же.
А что нам, детям СССР, крестный ход - при царе с пьяным попом и кем-то валяющимся в полном вырубе под лестницей мы такую же ровно картину видали в любые праздники от Первого мая до Седьмого ноября с пьяным обкомовцем на трибуне и валяющимися гражданами. Для этого совершенно не нужно слыть критическим реалистом. Но зато можно прослыть антисоветчком.
Иконы?!! Так они в красных уголках висели повсюду буквально в каждом углу необьятной родины моей святая Троица Маркс, Энгельс и Ленин. Сатана, главный прокурор Господа, которого сверзли с небес и икон вот он вам профиль Сталина на груди. Паломничество? Миллионы со всей страны ехали и ехали в Москву в главное святилище на Красную площадь, чтобы стоять там часами, чтобы прильнуть душой к святым для каждого советского человека мощам в Мавзолее. Религиозен ли мой несчастный народ (и все такие от Армянской ССР до Биробиджана пошли шарить по загашникам, вспоминать смертельные обиды и свои несчастья)? Конечно религиозен. Вот все вот это терпеть почти столетие это ж два моисеева срока мотать по пустыне. А толку? Страдаем и страдаем. Упиваемся страданием и другим предлагаем упиться. И, собственно, какая разница кому поклоняться, как выяснилось религиозное чувство в душе моего народа в самом его потаенном.
Ну почему подряд, Ло? Вперемежку. И еще туда же Иосифа Флавия, Тацита, "Деяния Апостолов", Эрнеста Ренана... о, о. Александра Меня еще! Да не меня, а Меня! Такая каша получилась!
Джон, спасибо за ценную ремарку. Да бог с ним, с антипкой, его скоро опять в буйную посадят. И кто только выпустил? И Хари спасибо. За веру! И Сну спасибо за ум! И Траблу спасибо за шутку! Импровизации спасибо за совет! Мастеру и Брайно - за... ладно, короче всем спасибо!
Свет, а какие могут быть вопросы вопросы по поводу, что Христос - иудей? Может, я отвечу?
Агностик, вопрос иудейства Христа связан исключительно с большой разницей культур еврейского и славянского народов.
Сбственно - он поднят в абзаце про обрезание...
Есть верующие, есть атеисты, а есть, не пойми что.
Надо бы заклеймить позором таких чудаков, я бы даже сказал, .. ндонов. Чубайса однажды, находящегося в поездке, спросили селяне: а, что, батюшка, ты верующий или нет? На что тот ответил: я - гностик... Зал был обрушен. Выпендриваться тоже надо уметь, чтобы на дона не смахивать, пуепутало обезьянье.
Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!