По прошествии Рождества Христова решил освежить я в памяти это событие. Давно оно было, 2014 лет назад, если следовать официальной версии, что-то забылось, что-то лишнее прилепилось. А тут еще Дары волхвов, откуда ни возьмись... Короче, надо разобраться.
Из четырех канонических евангелистов о Рождестве рассказывают только двое, самые многословные: Матфей и Лука. Удивительно, что ни слова об этом событии и о чудесах вокруг него нет у апостола Иоанна Богослова, наиболее приближенного к Иисусу. Нет упоминания о Рождестве и у Марка, записывавшего воспоминания апостола Петра. Ну, с Иисусом ладно, что человек, даже если он Бог, может знать о собственном рождении? Но ведь именно Иоанну Иисус с креста завещал Мать Свою, а уж та могла бы многое рассказать, если было что, и про непорочное зачатие, и про Благовещение от архангела Гавриила, и про волхвов, и про Ирода... но вот не рассказала почему-то. Или рассказала то, что любимый ученик решил не обнародовать. Иоанн - это тот, о ком он сам в своем Евангелии пишет в третьем лице и называет себя любимым учеником Господа. "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе." (Иоанн, 19:26-27). Начинает Иоанн свой рассказ пафосно ("В начале было Слово..."), но тут же переходит к Иоанну-Крестителю, к событиям уже тридцать лет спустя после Рождества, о котором ни слова. Так что всё, что могла ему рассказать Матерь Божья, осталось скрытым в глубине тысячелетий.
Матфей и Лука писали свои Благие Вести куда насыщенней и художественного вымысла для услаждения внимающего читателя не жалели. Кто мог им рассказать о том, что произошло за несколько десятков лет до их знакомства с Иисусом? Дева Мария молчала, остальные участники событий - Иосиф, Захария, Елизавета, Симеон, Ирод Великий, вохвы, пастухи - были давно в могилах. Пришлось напрячь фантазию, чтобы заполнить пробел. Причем договариваться о согласовании особо не стали. Всего два факта, в которых оба евангелиста сходятся - это место рождения Вифлеем, и зачатие от Святого Духа. Это были знаковые символы, и в апостольской среде явно обсуждались. Вифлеем - город Давида, отсюда по преданию должен прийти Мессия - его потомок. А Святой Дух - ну, понятно, Божественное происхождение должно иметь серьезное обоснование.
К Давиду же сводится и генеалогия Иисуса. Только вот незадача: Матфей ведет её через Соломона, всего 14 поколений от Давида до Иисуса. А Лука - через другого Давидова сына, Нафана, и 42 поколения. Ничего себе разница, 400 или 1000 лет! Последнее, кстати, куда более похоже на правду. В остальном рассказчики разнятся еще больше. Матфей приводит волхвов (в оригинале - магов, т. е. месопотамских жрецов) к Ироду (Ирод умер в 4-м году до Р. Х.). Волхвы с востока шли на звезду на востоке. Интересно, куда бы они таким образом пришли бы? По идее - в Китай. Но это неважно, география - не самая важная часть священных писаний.
Про Ирода интересней. Этот царь - реформатор, эллинист, однако, восстановивший Храм, большой друг римских императоров, и в самом деле прославился своей жестокостью. Трон он занимал не вполне легитимно, поэтому опасался заговоров, вырезал все свое окружение, вплоть до жен и детей. Август Октавиан сказал как-то про него: "Вот человек, свиньей которого быть лучше, чем его сыном". Прослышав о том, что в какой-то деревне родился новый "царь иудейский", он вполне мог приказать вырезать там всех младенцев. Мог. Но... никто, кроме Матфея, про это не слышал. Даже Иосиф Флавий, который про Ирода и его время расписал во всех подробностях. Похоже, история эта перепуталась, намеренно или нет, скорее намеренно, с совершенно аналогичной историей про новорожденного Моисея и фараона. Дабы показать преемственность не только от Давида, но и от Моисея. И чтобы переместить Святое Семейство из Вифлеема в Назарет, где оно и проживало к началу более-менее известных всем евангелистам событий. Вот маршрут Святого Семейства по Матфею: Вифлеем - Египет - Назарет. В Назарет они попали после Египта, опасаясь оставаться вблизи Иерусалима, несмотря на смерть Ирода.
А вот их же перемещение по Луке: Назарет - Вифлеем - Иерусалим - Назарет. Здесь Назарет - изначально город Иосифа и Марии, а в Вифлеем он пришли, повинуясь приказу о переписи, так как прописан тот был в Вифлееме. Никакого Ирода у Луки нет (и правильно, 4 года как умер), зато есть Захария и Елизавета, родители Иоанна Крестителя, одногодка, как получается, Иисуса, с которым тот еще внутриутробно общался (Мария на сносях встретилась с Елизаветой), и который еще внутри утробы знал, что идущий за ним сильнее его. У Луки также присутствуют св. Симеон и Анна-пророчица, славившие в народе Младенца, как Спасителя. Странно, что через несколько лет, когда Иисус с родителями посетил Иерусалим (об этом случае тоже рассказывает Лука), про это уже никто не помнил. А вот волхвов с востока у Луки нет вообще. Есть пастухи с соседнего поля, которые увидели Младенца в хлеву, но никаких даров ему не преподнесли, да и откуда у них?
Вот и все, что нам евангелисты сообщают о Рождестве. Где тут события, и где фантазия, и как это всё связать в единое непротиворечивое целое, каждому предоставлено решать самостоятельно. Церковь предпочитает делать вид, что противоречий просто нет. Художники хватаются за любой сюжет, лишь бы покрасивее был. Агностики пытаются разобраться.
Кстати, близится праздник - день обрезания Господня. Интересно, что в этот день полагается делать?