Нашла в " русском очевидце"
"Альбатрос". Русская киностудия в Париже
Кира Сапгир 0:21, 12 декабря 2017Зарубежная РоссияРаспечатать
В Париже в российском Центре на набережной Бранли состоялся премьерный показ документального фильма "Альбатрос. Русская киностудия в Париже", посвященного русским эмигрантам-кинематографистам, основавшим в 1920-е годы во Франции киностудию "Les Films Albatros".
Создатели фильма - кинокомпания "Russian Affair Production" (Франция) совместно с российской компанией ООО "Киностудия Соль", при поддержке Министерства Культуры РФ, при участии французского телеканала Histoire, киностудии Studio Albatros Productions (Франция), при совместной работе с Французской Синематекой, Французским Фондом Кино и киностудией Мосфильм.
Декабрьским вечером в Центре на Бранли собрались потомки "белых русских" - так величают по сей день во Франции изгнанников первой волны, столетие назад выброшенных на другие берега революционным цунами.
Сто лет спустя их потомки бок о бок с кинематографистами и деятелями культуры Франции смотрели феерический документальный фильм, отснятый французским телеканалом "История". На просмотре присутствовали директор "Истории" Патрик Бюиссон и режиссёр фильма Александр Моакс.
Выступает Робер Оссейн
- Я хочу поговорить с вами о странной птице под названием Альбатрос, - сказал режиссер фильма А. Моакс. Эта птица пролетела тысячи километров, чтобы приземлиться на парижских мостовых. То была птица-корабль, увозивший на себе тысячи жизней и судеб. Имя этой птицы - Альбатрос. Я влюбился во всех этих незнакомцев - (перефразируя Вийона) изгнанных отовсюду, ныне принятых всеми. И я говорю собравшимся здесь потомкам этих перелетных птиц: мой фильм - это ваш фильм.
Я благодарю всю мою команду орнитологов - Патрика Бессона, душу телеканала "История", копродюсера фильма Николая Ярошенко, российского продюсера г-на Ковалевского, актрису Машу Мериль (урожденную Гагарину), которая дала этому фильму свой голос...
Фильм начинается документальными кадрами "окаянных дней" - запев к рассказу о фантастической одиссее, начавшейся ночью 8 февраля 1920 г. в холодной и голодной Ялте. Оттуда отчалил корабль, груженный коробками с кинопленкой, камерами, сундуками с декорациями и костюмами. Пассажиры корабля - продюсеры и режиссеры, сценаристы и актеры, операторы и декораторы - держали путь на чужбину, во Францию, сбежав от большевизма.
"Ермольев-синема" в Монтрей
Во Францию их всех привез Иосиф Николаевич Ермольев (1889 - 1962), один из первых русских кинопредпринимателей, который работал сначала с французской фирмой Пате, а в 1912 г. создал собственное киноателье в Москве.
После революции, для которой, как известно, кино было важнейшим из искусств, было принято решение о национализации кинопромышленности. И тут Ермольев понял, что единственный выход - исход. Когда пароход с изгнанниками отбыл из Крыма, уже в дороге Ермольев начал работать - "бегство, мол, еще не повод для простоя".
Фирма Пате отдала ему в аренду просторный стеклянный ангар, находившийся на парижских выселках, в Монтрейе. Некогда павильон являл собой парник, наскоро переделанный в студию фирмой Пате.
Несколькими годами ранее там работал Жорж Мельес. Вскоре Ермольев откупил помещение у Пате. Прошло совсем немного времени, и захудалая студия превратилась в блещущий новизной центр, оснащенный современной аппаратурой. Первые же фильмы "великого немого", вышедшие из студии в Монтрейе, сопровождал грандиозный успех!
Под стеклянными сводами студии операторы снимали, насвистывая марши, чтобы крутить равномерно ручки аппаратов. А перед их камерами шло сказочное шествие актеров и актрис во главе с супер-звездой.
Иван Мозжухин
Этой звездой был роковой красавец и актер громадного таланта Иван Мозжухин. Он работал по системе Станиславского и пользовался огромным успехом у зрителей. О нем, как и о Саре Бернар, говорили, что нужно непременно увидеть, как артист умирает.
Изначально студия, созданная И. Ермольевым, называлась "Ермольев-синема". Название "Альбатрос" появилось позже, когда на студию пришел уроженец Одессы, талантливый кинопродюсер Александр Каменка (18 мая 1888 г., Одесса - 3 декабря 1969 г., Париж).
"Мое место не перед камерой, а сзади нее", - говорил Каменка, продюсер Божьей милостью. В сравнении с прочими семья Каменки в эмиграции благоденствовала. Каменка-старший успел перевести деньги во французские банки, и на них его сын А. Каменка создал свою студию. А в 1918 г. Жорж Клемансо приглашает старшего Каменку возглавить фонд по реституции после I Мировой войны.
Вначале это было чисто русское кино
В дальнейшем там ставили свои фильмы французы. В числе французских режиссеров - Марсель Карне, Жан Эпштейн, Марсель Л'Эрбье, Абель Ганс. В студию приезжал Шаляпин (1923 г.).
Студия "Альбатрос являла собой некий фаланстер, о чем рассказывается в фильме. В "Альбатросе" работали не только профессионалы высокого класса, но и такие, что в России кино вовсе не занимались.
"У людей не было работы, и их соотечественники из "Альбатроса" братски помогали им, старались пристроить на работу в студии", - объясняет за кадром Маша Мериль. - "И порой царский генерал становился портным, священник - поваром, казацкий атаман - фонарщиком, а университетский профессор физики - электриком..."
В студии "Альбатрос" крутили экзотические фильмы: "Лев Моголов", "Шахерезада", "1001 ночь, "Дом тайн" и т. д. Сейчас трудно представить себе, но в этих ныне молчащих павильонах снимались феерические сцены - дворцы и темницы, балы и бури - блистающий черно-белый немой мир!
Для французского кино концепция "Альбатроса" была абсолютно новой. Французские создатели фильмов в то время для своих лент просто рисовали декорацию, на фоне которой шло действие: например, актер с поварешкой появлялся на фоне нарисованной кухни.
Русские принесли во Францию свои методы и секреты
Для декораций они использовали световой фон: благодаря стеклянным отражателям и мраморным пластинам декорации достигали магической иллюзорности. Другое отличие - съемки шли по диагонали, а не прямо, что давало иллюзию перспективы и глубины.
Еще отличие - подобно американскому, "Голливуд на Сене" (так называли киностудию в Монтрейе ) имел постоянной актерский состав - одни и те же актеры переходили из фильма в фильм. Каменка не желал идти на поводу у вкусов обывателя: его фильмы были элитарными, и что существенно, полнометражными.
В "Альбатросе" работал гениальный декоратор, художник по костюмам и творец афиш Борис Билинский. Его афиши остаются до сегодняшнего дня одними из самых красивых в истории кинематографии.
Сейчас большая часть работ "Студии Альбатрос" хранится во Французской Синематеке. Эта некоммерческая организация является одним из крупнейших и старейших киноархивов мира. Именно благодаря их стараниям фильмы "Лев Моголов", "Костер пылающий" и "Кин или гений и беспутство" были сохранены, отреставрированы и дошли до наших дней. Сейчас в Синематеке находится более 40 из 60 фильмов, снятых в "Альбатросе".
Величию "Альбатроса" пришел конец после того как "Великий немой" заговорил. Случилось это в 30-х годах одновременно с великим кризисом, потрясшим мир между войнами. Над "Альбатросом" сгустились тени, и в предвоенные годы студия прекратила существование.
Но свято место пусто не бывает
В наши дни студия не пустует. В "Альбатросе" свила гнездо новая стая перелетных птиц из России, уже советской. Здесь устроили себе мастерские русские художники-эмигранты третьей волны. Их взял под свое крыло Люсьен Шемла - нынешний директор ассоциации "Альбатрос". И сегодня там вновь бьет ключом артистическая жизнь: перформансы, выставки, спектакли!
"Можно сказать: "Альбатрос" - на самом деле самая настоящая птица Феникс", - шутит Люсьен Шемла.
Небосклон французского кино украшают русские звезды - в их числе Жак Тати, Марина Влади, Милен Демонжо, и Робер Оссейн, патриарх французского кинематографа, почтивший своим присутствием нынешний показ в Центре на Бранли.
Робер Оссейн пркрасно говорит по-русски, однако свой приветственный спич предпочел произнести по-французски:
"Мой родной язык - русский; другой родной язык - французский", - сказал актер, - "но я буду говорить по-французски, иначе, боюсь его забыть (смех в зале). Но, говоря серьезно, - я взволнован и счастлив увидеть этот фильм о моих собратьях из России, компатриотах Достоевского и Толстого, в этом великолепном Центре. А еще - не удержусь и оповещу всех вас, что 30 декабря мне стукнет 90 - а я до сих пор не крашу волосы (смех, аплодисменты). И еще одно признание: в самом скором времени я собираюсь поставить спектакль, где будут участвовать актеры самых разных национальностей, говорящих на множестве языков... Если Бог захочет".
- Будет ли Ваш фильм демонстрироваться в кинотеатрах? спрашивает РО Патрика Бюиссона.
- Боюсь, что в ближайшем будущем "Альбатрос" в кинотеатрах показан не будет. Этот фильм наш эксклюзив, и мы рассчитываем показывать его у себя! - ответствует г-н Бюиссон."(с)