Часто идет такая дискуссия между политиками и историками - что важнее нравы людей или законы и как организована общественная жизнь. Вот был известный публичный спор крупного государственного деятеля 19 в. Сперанского с историком Карамзиным. Сперанский. как поклонник французской системы и Наполеона говорил, что если в стране ввести хорошие законы, прогрессивное государственное устройство, то люди и жизнь быстро станут хорошими. Карамзин ему возражал, что законы, институты могут быть хорошими, прогрессивными, но если в целом природа людей к ним не готова, если люди порочны, то они извратят все самые лучшие начинания, поэтому прежде всего важны нравственные начала в обществе. И если посмотреть на практику - допустим, переняли в перестройку западный опыт, только вместо цивилизованного рынка и демократических институтов получили бандитский капитализм и разложения сверху до низу.
институты могут быть хорошими, прогрессивными, но если в целом природа людей к ним не готова, если люди порочны, то они извратят все самые лучшие начинания, поэтому прежде всего важны нравственные начала в обществе.(с)
Вот сколько и какими средствами большевики строили социалистической общество? Да были перегибы, но пришли же к определённому стройному обществу ( не идеальном, потому что человеческий фактор не отменили).
А вот ошибка и недальновидность Горбачева ( за что он и поплатился), была как раз в поверхностный внешних переменах. Понятно, что он был всего лишь марионеткой в чьих то руках, но тем ни менее.