Лана Свет Звенигород русская Швейцария в Подмосковье
В Подмосковье много красивых мест. Но такого простора, который открывается здесь в Звенигородье, с этих возвышенностей, нет, пожалуй, больше нигде. Окрестности Звенигорода часто называют русской Швейцарией. И хотя, гор здесь нет, но этот своеобразный холмистый пейзаж, действительно, напоминает волнистое плоскогорье альпийских долин. Еще Карамзин отмечал, насколько прекрасны места под Звенигородом. "Дорога оттуда к Москве есть самая приятная для глаз, гориста, но какие виды!", писал сто лет назад автор "Московских достопамятностей".
Звенигород один из древнейших подмосковных городов. Его название, "Звени-город", пытались объяснить издавна. Говорили о колокольном звоне знаменитого монастырского колокола, отлитого в 17 веке. Он первым встречал вражеские набеги и звоном предупреждал Москву об опасности. Но сам город был основан гораздо раньше, чем в монастыре появился колокол. Может быть, звон колокольчиков слышался нашим предкам в журчании Москвы-реки? Город возник одно время с Москвой или даже несколько раньше. И поначалу мало отличался от нее. Москва и Звенигород больше чем просто ровесники, они были словно два города-брата. Недаром владели ими, как правило, братья, сыновья московских князей: Москвой первый, старший, Звенигородом младший, второй. У московских князей и было-то сначала всего два города Москва и Звенигород. Другие древние города сегодняшнего Подмосковья или входили тогда в иные княжества, или еще были селами.
Монастырь был основан по указанию князя Юрия Дмитриевича. Звенигородское удельное княжество досталось ему во владение от отца Дмитрия Донского. В 1398 году князь Юрий попросил приехать из Троице-Сергиевой лавры монаха Савву, ученика Сергия Радонежского. Юрий Звенигородский хорошо знал и того и другого. Савва был духовником князя, а Сергий крестным отцом. Место для будущего монастыря было выбрано на холме, носившем название "Сторожи". Здесь в старину находился сторожевой пост. От названия местности и имени первого игумена Саввы - и произошло название монастыря.
Монастырь состоит как бы из двух частей: южной, парадной и северной, на которой располагаются хозяйственные здания. Самую высокую точку монастырской площади занимает Рождественский собор. Он был самым первым строением в монастыре, а затем вокруг него вырос целый городок - Дворец царя Алексея Михайловича, Царицыны палаты, построенные для Марии Милославской, Троицкая церковь, трапезная.
Здесь же Преображенская церковь, построенная на средства царевны Софьи в память ее пребывания в монастыре во время стрелецкого бунта. Напротив Рождественского собора находится монастырская звонница величественное, монументальное сооружение. В центральном проеме когда-то висел тот самый знаменитый колокол, весом около 34 тонн, отлитый в 1667 году по специальному заказу известным мастером Александром Григорьевым. Интересно, что в обычный металл колокол был отлит из колокольной бронзы) была добавлена кроме "листовой меди", "денежная медь". Это изъятые из обращения после известного "медного бунта" медные копейки, которыми царь хотел заменить серебряные деньги.
Колокол отличался очень громким и мелодичным звоном. Его гамма была чрезвычайно широка. Он стал главной фигурой на гербе города Звенигорода, символом города. Колокол висел на колокольне до 1941 года. При подходе фашистских войск его пытались снять, чтобы сохранить святыню. К сожалению, неудачно колокол разбился. Но он до сих пор остается символом Звенигорода. Это главная фигура на городском гербе. История монастыря была полна бурных событий. Когда-то Саввино-Сторожевский монастырь был крупным землевладельцем. Он увеличивал барщину и вводил новые оброки, которых в 18 веке было до 33-х! В 1760 году архимандрит Павлуцкий согнал монастырских крестьян на чистку пруда у монастыря. Дело было во время страды, и собственные крестьянские земли остались необработанными. Возмущенные крестьяне три дня держали обитель в осаде, и лишь вызванная из Москвы рота гренадеров оттеснила бунтовщиков. История повторилась и на сборе монастырского сена. В конце концов, по челобитной, поданной крестьянами, было проведено расследование. Монастырь оштрафовали, а пострадавшим во время столкновений с войсками было разрешено возвести храм в память о погибших земляках.
На средства вдов и сирот, "тщанием народным" в Саввинской Слободе была построена церковь Николая Чудотворца. А в 1764 году Екатерина II подписала указ, согласно которому все вотчины духовных феодалов передавались государству. В 19 веке на город обрушилась беда война с Наполеоном. После Бородина император всеми силами стремился уничтожить противостоящую ему Русскую Армию. Он отдал приказ командиру 4 пехотного корпуса, вице-королю Италии Евгению Богарне двинуться через Рузу и Звенигород, чтобы ударить русским во фланг. У Звенигорода произошло сражение, длившееся 6 часов, получившее название "Звенигородское дело". Город был почти разрушен. Известна легенда о тех временах, когда уставшие французы остановились в Саввинском монастыре. Богарне, зашедший в Рождественский собор, спросил:" А давно здесь спит этот старец?", указывая на мощи Саввы. Ему ответили, что игумен Савва умер 400 лет назад.
После этого в сновидении к Богарне явился старец с бородой: "Не позволяй твоим солдатам грабить и расхищать этот монастырь, - сказал он генералу, - не дай им завладеть ни одной вещью из храма. Если исполнишь мою просьбу, возвратишься на родину целым и невридимым". Утром Богарне приказал готовиться к отходу в Москву, а собор опечатал личной печатью, приставив караул. Он вернулся на родину, но после его ухода, по свидетельствам монастырских хроник, собор и весь монастырь все же были разграблены.
Сегодня Саввино-Сторожевский монастырь главная достопримечательность Звенигорода. Все соединилось здесь старина и современность, печали и радости, тревоги и безмятежность. Мятущаяся душа сможет найти здесь успокоение, а любознательный турист подивиться красоте и древности здешних мест.
Добираться до усадьбы Введенское, по словам одного из ее владельцев, графа Шереметева, раньше было великим подвигом. Сейчас рядом с ней железнодорожная станция. Да и забылось давно, что когда-то была здесь барская усадьба. Ведь уже 70 лет в этих стенах находится известный санаторий. Введенским по-прежнему называется только село, возле которого в 18 веке и выросла усадьба. Село было Дорцовым. Еще в 16 веке им жаловали князей и бояр. Рядом была вотчина Дмитрия Пожарского. Создателем усадьбы был Николай Александрович Львов легендарная личность в русской истории. По его проектам возводились прекрасные здания по заказам Екатерины 2. Павла 1, графа Ворнцова, Вяземского, Державина. На самом деле, он не был архитектором профессионалом, неизвестно даже, имел ли он специальное образование. Дело в том, что Николай Александрович был удивительно разносторонне одаренный человек.
Он был знаменитым поэтом, баснописцем и либреттистом, занимался рисованием и гравировкой. Изучал вопросы экономики для сохранения лесов, изыскивал новые виды топлива. Под его руководством был добыт и доставлен в Петербург каменный уголь, велись торфоразработки под Москвой. Наряду с теоретическими трудами по архитектуре, им была подготовлена книга о сельском хозяйстве, изданы русские летописи. Он изучал самобытное русское народное творчество, издавал сборники собранных им "народных русских песен с их голосами". Кроме того, он обследовал минеральные источники на Кавказе и составил проект устройства там водолечебницы. Вот такой удивительной личностью был создатель усадьбы Введенское, которую, он, кстати, не только проектировал, но и сам строил. Эту усадьбу называли "зеркалом души века, быта русского". Это, действительно, великолепный образец дворцовой усадьбы русской вельможной знати конца18-начала19 века. Именно поэтому, Введенское выбрали для съемок усадьбы Болконского в знаменитом фильме Сергея Бондарчука "Война и мир".
Введенское не было наследственным родовым имением, переходившем из поколение в поколение. Владельцы его часто менялись. В 1884 году усадьбу купил граф С. Д. Шереметев, внук знаменитой крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. Это имение граф отдал в приданое за дочерью, муж которой граф Гудович владел имением до революции. Одно время здесь жила художница Якунчикова, ее картины с изображением Введенского можно сегодня увидеть в Третьяковке. В частности картину "Из окна старого дома". Здесь же написал несколько этюдов и картин гостивший у Якунчиковой художник Борисов-Мусатов. После революции в усадьбе сначала был устроен сиротский приют, потом совхоз, совпартшкола, и, наконец, санаторий.
Сегодня в Введенском уцелел не только господский дом с колоннами, но и флигеля, церковь, конюшни, парк и около 20 берез подъездной аллеи словом, весь усадебный ансамбль. Господский дом в два этажа не так уж и велик, но при всей своей благородной простоте это настоящий дворец. Выступающий вперед полукруг белых коринфских колонн, ажурные белые украшения карниза и фронтона на желтом фоне гладких стен фасада, - все это придает зданию торжественную приподнятость, изящество.
Изумительна картина, неожиданно открывающаяся перед тем, кто, обогнув дом, оказывается по другую его сторону. Где-то внизу, у подножия крутого древнего берега, на котором стоит усадьба, течет река. Вдали виден холмистый, покрытый лесом склон, и на вершине одного из холмов белеет древний златоглавый собор. Именно из-за этого потрясающего вида усадьба Введенское считается одной из самых красивых в Подмосковье.
С 19 века здесь окрестности Звенигорода были знаменитым дачным местом. Сюда приезжали на этюды знаменитые художники Саврасов и Левитан, братья Коровины, Серов, Крымов. Суриков приезжал в Саввино-Сторожеский монастырь, когда работал над картиной "Крестный ход". Пушкин каждый год с ранней весны до поздней осени, в течение шести лет, жил близ Звенигорода в имении бабушки Ганнибал в Захарове. Юный Герцен проводил здесь свои летние каникулы в отцовских имениях Васильевском и Покровском.
Некоторое время жил здесь Антон Палыч Чехов. 7 лет, проведенные Чеховым в этих местах считают самым счастливым временем его жизни. Он был молод, здоров, наслаждался подмосковной природой. Был неистощим на выдумки и остроты. Семья Чеховых летние месяцы проводила в Воскресенске теперь это город Истра.
Звенигородом же Антон Палыч был просто очарован. Зимой 1885 года, перед тем как обосноваться в Бабкине, он просит снять для семьи на лето дачу в Звенигороде, указывая конкретно, какую "дом купца Стариченкова, имеющего дочь невесту с большим приданым. Дочери его и приданого мне не нужно. Но дачу его я взял бы охотно", - пишет Антон Палыч. Как видно, на таких условиях хозяин дачи сдать ее не захотел, и Чеховы поселились неподалеку, в селе Бабкино. Летом звенигородский земский врач попросил Чехова заменить его на время отпуска: "Послужи, брат, за меня, - говорил он, окая. Моя Пелагея будет тебя кормить. И гитара есть". Чехов согласился. Это была его первая самостоятельная работа в качестве врача.
Хотя приходилось принимать в день по 30-40 больных, работа в больнице Чехову нравилась. "Живу в Звенигороде и вхожу в свою роль, - писал он брату. Гляжу на себя и чувствую, что не жить нам, братцы, вместе! Придется удрать в земские эскулапы... Милое дело!". В те же дни он писал, что в Звенигороде "... масса беллетристического материала!". На этом материале были написаны рассказы "Мертвое тело", "На вскрытии", "Сирена", "В суде". И неизвестно, сколько еще звенигородских впечатлений вошло потом в его произведения. Этой звенигордской больнице уже более 130 лет. Теперь она носит имя Чехова. И до сих пор во дворе растет полуторавековая липа, возле которой любил отдыхать Антон Палыч после работы. Она стоит как живой памятник тому, кто так искренне любил красоту русской природы. Здесь у этой липы, хочется задержаться. Помечтать, подумать, отдохнуть словом сделать все то, на что никогда не хватает времени в нашей стремительной Москве.