Я родился и вырос в Москве. У меня было змечательно-суматошное детство. Тогда еще не пугали народ маньяками, педофилами и прочими кошмарами, мы верили, что милиционер это строго и круто. Короче чувствовали себя в родном городе вполне безопасно. И родители, конечно волновались за нас, но ездить в 7-8 лет на тренировки, кружки и т. п. самостоятельно на метро с парой пересадок, было нормальным явлением.
Я мотался на метро годами. Я до сих пор помню, что перегон между Белорусской и Динамо 2 минуты, а между Динамо и Аэропортом 3 минуты...
Сейчас я один из тех, кто попадает в метро раз в несколько лет. Просто так жизнь сложилась. Не суть. А то еще виноватым себя почувствую ))
Сегодня встречался с друзьями, смотрели хоккей в баре, понятно, что под пиво, соответственно не за рулем. Вышли на улицу, не спеша прошли по Ленинградке к Белорусскому вокзалу мимо огромного пустыря, где стоял еще недавно Второй часовой завод...
"А не прокатиться ли мне на метро?" - подумал я. Уж больно не хотелось с "ребятами" расставаться.
Через знакомый вестибюль радиальной Белорусской спустился вниз. Современные турникеты, другие эскалаторы... Не сильно всё тут изменилось. Нет! Какой то столб посреди зала. Я так понял для связи с мил.. полицией?
Пошел на переход на кольцевую. И тут меня ждал первый сюрприз! Мостки над путями забраны защитным стеклом! "Да уж сто лет!" - сказал приятель - "От суицидников и зацеперов."
Больше пятидесяти лет никто не прыгал и не пытался прокатиться на крыше вагона, а теперь?.. Нет, я правда, не понял. Появилось "племя молодое - не знакомое", мечтающее свернуть шею? Или пассажирам перестали доверять? Не знаю... Может "у них" там, в кабинетах какая то статистика есть?.. Ну, ладно. Им видней. Идем дальше.
Огромный холл перед эскалаторами с такой родной с детства скульптурной композицией "белорусские партизаны". Кто не помнит, там в центре сидит такой.. Старый партизан, с вытянутой вперед рукой. Если подниматься от кольцевой, он тебя прямо в лоб встречает. Как будто хочет спросить цель приезда..
Так вот, где то в середине восьмидесятых у дедушки вдруг пропала рука. Точнее кисть. Желтой прессы тогда не было, поэтому не известно, упала она сама от тяжести ( лапка у партизана о-го-го какая) или фанаты какие, возвращавшиеся после матча на Динамо, обломали.. Мне кажется полгода или год, точно он культей-обрубком на переход указывал.
Идем дальше.
Эскалаторы.. Трио. Короткий подьем (спуск) , но... Здесь работал ДЕД! Нет, не мой )) но все, кто в те времена, регулярно делал переход на Белорусской, должны его помнить! Он, как сейчас принято говорить, всем "делал день". В "стакане" дежурного по эскалаторам, как правило, сидели бабульки в форменных кителях и в очень забавных красных шапочках (я не знаю, есть ли сейчас такие, но пока ехал не видел).
Дед всегда сидел в форменной фуражке железнодорожника, в кителе с наградными колодками и.. НИКОГДА НЕ СПАЛ! Но запомнили его не за это. В те времена в метро вообще редко делали объявления. Ну, только типа "Поезд дальше не идет. Просьба освободить вагоны" или "На прибывающий поезд посадки нет". На переходах же, всегда была тишина. Ну, т. е. не совсем тишина... Толпа, давка, как сейчас, наверное, а в "стакане" сладко спит бабуля в красной шапочке.
Дед был не такой. Он громко, чётко, голосом, которым, наверное, зачитывают приговоры, произносил одну только одну фразу: "Граждане пассажиры! Бежать по эскалатору опасно! И не разрешается!"
Невозможно письменно передать интонацию, с которой он это произносил. От начала фразы голос нарастал, на слове "опасно" он делал короткую паузу и потом "гвоздил" финальное "и не разрешается".
За много лет он ни разу не изменил тексту. Ни разу не поменял интонацию. Это было как... Ну, как узнаваемые сигналы радиостанции "Маяк". Стабильно. И казалось навсегда. В начале девяностых, уже отслужив, я еще пару раз видел Деда на работе. Потом он пропал, как пропало много из той жизни...
Я спустился на кольцевую. Подошел поезд. Совсем не похожий, на те грохочущие и ревущие составы из моего детства. Я ехал и вспоминал "моё метро". Оно ведь у каждого своё. Да, москвичи? ;)