Помимо рабьоты в театре (там все сложно и с залом большие проблемы, остро встала проблема акустики) мне предложили заниматься с артистами московских музыкальных театров актерским мастерством. Дабы я это делать умею, среди моих учеников (когда-то я занимался этим с детьми и подростками) есть теперешние так называемые "звезды" и мне приятно, что некоторые из них вспоминают меня в интенрью как первого педагога, привившего им любовь к театру. Здесь же - взрослые люди, артисты Большого. немировича Данченко, Геликон-оперы, но по каким-то причинам не уделявшие мастерству актера нужного внимания. Вскрылось же это только тогда, когда начали работать и режиссер начал требовать. А как требует Титель или Бертман я знаю очень хорошо, это знакомые мне люди, я знаю как они репетируют. Сюсюкать и миндальничать с зажатым "шкафом" они не будут. Выкинут его нафиг на мороз, невзирая на голос.
Что я хочу сказать-то? Людей, которых нельзя научить актерскому мастерству - нет. Это - ремесло, доступное всем без исключения, как водить машину. Только один будет Шумах. ер, а другой - блондинка, но ездить уметь они будут оба.
Но встал вопрос методологии. Классическая - упражнения, этюды - не годится. тут опера. Что толку, если они будут уметь играть, в любой опере половина материала - статичные арии, ариозо и другие выражения мыслей и чувств персонажа - там нет действия. Там- чувства и эмоции. нет эмоций - бегай. прыгай, делай волевую рожу, хлопочи лицом - не получится ничего. Опера - искусство эмоциональное (хотя действие там, безусловно есть и законы театра там работают. Синтетическое искусство, нельзя жертвовать ничем, ни голосом, ни актерской работой.
Худо-бедно, с действием и взаимодействием с партнерами они работать и так смогут, без меня. Хороший режиссер найдет, чем их занять на сцене. А вот ариях режиссер бессилен. По себе знаю, по своему опыту. У меня первый спектакль был - "Севильский цирюльник". До момента арий все в порядке, как ария - так столбом стоит и все. И нихрена ты не сделаешь. Если человек не может принять и понять то, о чем он поет, если человек не может найти нужной эмоции в загашнике памяти - ничего не получится. Чистая эмоциональностть. Ты и зритель и ты зрителю показываешь себя. Мехом внутрь, душой наружу. Все твои ежиные иголки жизненного опыта, вся твоя черствость, все твои защитные механизмы, эмоциональная"броня", должны быть отключены - ты распахиваешь душу перед зрителями.
Как ни странно - есть решение вопроса зажима в ариях и установки навыка эмоциональности и воспитанию "тонкой кожи". Это малая форма. Песни. "Зримая песня". песня - это опера, только маленькая. В песне есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка - то есть полная драматургическая форма. Эмоциональность. Чувственность. не зря самым сложным для драматического актера является романс. Это - высший пилотаж - подать романс. СЫГРАТЬ романс. Точнее - не сыграть, а прожить, неправильно выразился. Романсы не играют, в живут. Прожить романс так, чтобы зритель заразился твоими эмоциями. Я помню, как драматические актеры в ГИТИсе мучались с романсом (он в программе обучения драматического актера в ГИТИСе наличествует). Это кошмар. Люди, талантливые и в будущем прекрасные артисты - зажимались и не могли спеть "белой акации гроздья душистые".
К слову - исполнять романс (и вообще песню) у меня в крови, я этому не учился специально, это мне дано от природы, точнее от матери, которая изумительно исполняет романсы.
Ну, романс - это высший пилотаж, а начнем мы с песен ) Советских песен. Думаю, с советских песен о Москве. Они удивительно драматургичны.
И, естественно, сделаем программный концерт - такому добру пропадать нельзя. тем более спетыми такими великолепными, восхитительными, замечательными оперными голосами (в московских театрах других не держат). Потому что занятия по актерскому мастерству, не заканчивающиеся публичным показом - это как совершать половой акт и не кончить.