То, что в Марфо-Мариинской обители проводят бесплатные экскурсии в будни дни, знала давно, но так ни разу и не сложилось, хотя бываю в тех местахчасто. А вчера буквально налетела с разбега на женщину экскурсовода, она как раз ждала желающих. Наверное не случайно я именно в тот момент такой неловкой оказалась. Наверное, пора уже узнать побольше про это место. Кроме меня былоеще всего три человека, совершенно случайно зашедших на территорию, просто в церковь, просто погулять.
Такой маленькой компанией мы и двинули. Несколько вводных слов о том, что более ста лет назад Обитель основала Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова. Продав свои украшения, она купила усадьбу на Ордынке. Изначально тут было 4 дома и роскошный сад. Позднее по проекту Щусева возведен Соборный храм обители, Покровский собор, сердце Марфо-Мариинской обители милосердия. ЕФ не стремилась создать монастырь. Это, скорее был новый вид женского богослужения, что-то средне между монастырем и сестричеством, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой.
Не буду пересказывать все то, что общеизвестно и можно прочесть в любом путеводителе. Расскажу, о том чего просто не видела, не замечала, не знала.
Впервые для меня по новому открылась роспись Храма. В прямом смысле. Никогда я не видела фресок при ярком свете. Всегда полумрак, обычный для храма. А вчера специально для нас включили освещение.
Нестеров, необычный художник. И его фрески, так же нетрадиционны для храмового убранства. Условность иконописи сочетается с натуралистическими деталями, и райские цветы на стенах органично переплетаются с весьма земными васильками и березовыми листочками.
Нестеров не захотел стилизовать свои росписи под древние новгородские фрески. Только в образах, выполненных для иконостаса, он использовал технику Новгородских иконописцев. На потолке очень самобытно изображена троица. Я такого "прочтения" образа больше нигде не встречала.
Слева от алтаря интересное решение сюжета воскрешения Христа в виде триптиха, справа встреча Иисуса с Марией и Марфой. Евангельский сюжет. Главная работа над входом к алтарю по замыслу художника, должна была выражать саму идею обители: среди весеннего пейзажа, движется толпа навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее - детям, немощным и старым, раненому воину и другим - приблизиться к Христу. Интересно, что раненый солдат появился на картине не сразу, образ воина подсказали сами сестры художнику.
Впервые я попала в дом-музей Романовой. Несколько проходных комнат, маленьких и уютных. Фотографии, документы, вещи. Вышивки ЕФ, выполненны шелком, потрясающе тонкая работа. Всего 2 комнаты и домовой храм восстановлены в первозданном виде. По найденным фотографиям.
Но восстановлены с удивительной точностью к деталям и даже оттенкам в интерьере.
Несмотря на то, что после революции в Покровском соборе был и дом санитарного просвещения, и реставрационные мастерские и амбулатория обитель возродилась в 1990 году. А главное, что возродилась не только как исторический памятник, а и как обитель милосердия. На территории действует больница, во времена ЕФ хирургическое отделение которой считалось одним из лучших в Москве. (И первой пациенткой стала сама Княгиня. Ей делали операцию хирурги обители.) В одном их флигелей действует приют для девочек- сирот. (сейчас там 16 воспитанниц) , благотворительная столовая и отдел по работе с просителями. Выдают одежду, лекарства и продукты неймущим. Детсад для детей с ДЦП, проводят обучение по уходу за неизлечимобольными...
Воплощение единения служения Богу и людям.