Профессия у меня такая, что с людьми я дело имею. Казалось бы, ну чего нового от них можно ожидать? Ан, нет! Умеют поразить в самое сердце! Казалось бы ЭТОГО быть не может. Извольте полюбоваться: может!
Заходит ко мне сегодня в кабинет коллега, умудренная жизненным опытом настолько, что годится в бабушки и говорит:"Тиберий Неронович, я тут долго наблюдала за Вами... И хотела бы дать несколько советов, если Вы позволите". Я, безусловно, заинтересовался, сей многозначительной преамбулой, и позволил.
- Тиберий Неронович, Вы все-таки заведующий отделением. Ну что Вы всем улыбаетесь всем при встрече, как молоденький мальчик? Это же несолидно!
- ?
- Да-да!
- Ну-у...
- Зачем Вы ходили в бухгалтерию выяснять причину задержки квитанций о зарплате врачам Вашего отделения?
- Мои сотрудники беспокоятся. В прошлый раз бухгалтерия напортачила с начислением некоторым из них. Да и люди вообще-то должны знать, из чего складывается их зарплата. За что у них вычли, за что добавили, для того чтобы...
- Бросьте, Тиберий... Извините, Тиберий Неронович, но это тоже ни к чему! Ни один заведующий у нас этим не занимается. Кому надо, тот пусть сам ходит в расчетную часть и выясняет. И еще. Вы слишком громко говорите.
- Разве?
- Именно. Надо говорить тише.
- А если меня не услышат? Кто-то переспросит, а кто-то и постесняется. В результате, неправильно поймет мои назначения и так далее.
- Ой, кому надо тот переспросит. Поймите, к Вам должны прислушиваться, а для этого Вам нужно говорить тише. Помните, что бывшая заведующая этим отделением и ее подруги-заведующие из других отделений только и ждут Ваших промахов, чтобы подставить Вас!
Основные положения я воспроизвел, хотя беседа продолжалась и дальше. Отчего она меня так возмутила? От того, что все сказанное входит в категорическое противоречие с теми постулатами поведения, внушаемыми мне за 15 лет работы в клинике, которую я называю своей альма матер.
Во-первых, как говорили мои наставники, даже если ты НЕНАВИДИШЬ человека, то все равно ты ДОЛЖЕН сердечно улыбаться, встречая его утром на работе и дарить ему маленькие сувениры, поздравляя с официальными праздниками или с днем рождения. И если тебе так повезло, что ты имеешь возможность наконец-то удавить его, то последнее, что он должен видеть в своей жизни это твою сердечную и доброжелательную улыбку. Вот так делаются дела.
Во-вторых, как говорили мои наставники, ХОРОШИЙ заведующий может делать с личным составом своего отделения все, что ему заблагорассудится: карать или поощрять, разрешать устраивать корпоративные пьянки в рабочее время или поголовно сечь каждую пятницу в воспитательных целях. Что угодно. Но не дай бог, кому-то ЧУЖОМУ обидеть хоть бы грубым словом, пусть даже пьяницу санитарку! ХОРОШИЙ заведующий ДОЛЖЕН порвать этого чужого. Вот так делаются дела.
В-третьих, как говорили мои наставники, заведующий это сильный человек, способный принимать решения и отвечать за принятые решения и людей, которые эти решения воплощают. Его голос должен быть достаточно громок и отчетлив. Человек, бормочущий себе тихим голосом что-то под нос, не создает у окружающих впечатления, что он сильный человек.
Я мог бы заподозрить в этом разговоре неплохую провокацию с цель подставить меня, но... Моя собеседница как раз меньше всего заинтересована в моем ниспровержении. Она была инициатором снятия с должности предыдущей заведующей. Ей это не забыли те, о ком она меня предупреждала.
И ведь по той схеме, к которой она меня склоняет, работает все это учреждение. Надутые, сплевывающие слова через оттопыренную губу, не ценящие подчиненных пенсючки и пенсюки... Вот в чем жуть.
Но я оттуда не уйду. Они не хотят по-плохому? Я за них возьмусь по-хорошему. Придет время и к ним придет мой центурион со словами: "Цезарь хочет, чтоб Вы умерли!". У меня достаточно коллег-единомышленников чтобы заменить каждого из них.