На днях активно обсуждали бренд МТС и Билайна, а также их рекламу. Высказывались домыслы кто и на что потратил деньги, и какой же дурак придумал для МТС это яйцо.
Хочу вам предложить статейку. На мой взгляд весьма любопытную:
Белые яйца на красном фоне заполонили страну, они встретятся вам даже в
белгородской степи на российско-украинской границе. Ребрендинг "Системы
Телеком" и всех ее "дочек" вызвал град насмешек у маркетологов. Кое-кто решил
без усилий освоить немаленький (около $4 млн.) бюджет на ребрендинг,
сплетничают рекламисты.
За издевки над "Системой" должно отдуваться британское бренд-консалтинговое
агентство Wolff Olins. Это небольшая (выручка за 2004 г. - $26 млн.) частная
компания, входящая в Omnicom Management Europe, но в России это имя кое о чем
говорит. Не потому, что Wolff Olins на рынке с конца 1960-х гг., не потому, что
она делала дизайн для обложек Beatles, и не потому, что сейчас работает с
Unilever, PricewaterhouseCoopers и Indesit. И даже не потому, что в Wollf Olins
придумали марку Orange - первый телеком-бренд, не вызывающий ассоциаций с
телекоммуникационной отраслью и при этом успешный.
А потому, что именно дизайнеры Wolff Olins нарисовали черно-желтые полосы
"Билайна", о которых маркетологи восторженно пишут в блогах и приводят в пример
к месту и не к месту. Победу Wolff Olins и впрямь можно считать безоговорочной:
сегодня почти не осталось тех, кто признается в отрицательном отношении к
бренду "Билайн". И даже оранжево-черную георгиевскую ленточку, появившуюся на
улицах к Дню Победы, многие посчитали промоакцией сотового оператора.
Маркетологи из Wolff Olins напоминают шахматиста, которому пришлось играть
самому с собой: сделав сильный ход, ему тут же приходится переворачивать доску
и искать не менее впечатляющий ответ. В начале нынешнего года директор Wolff
Olins Джон Вилльямсон признался в интервью журналу о брендах и дизайне
Identity, что считает марку МТС самой слабой среди конкурентов: "Даже если умом
вы осознавали ее [МТС] ключевые особенности, почувствовать вы их не могли".
Вилльямсон давал конкурентам "Вымпелкома" мало шансов на успех: "Даже если
[они] последуют за ним будут лишь вторыми".
Пожалуй, "Система" не могла найти лучшего ответа конкуренту, чем нанять его же
консультанта. Разработка нового стиля обошлась "Системе" в те же деньги, что и
"Вымпелкому": если не брать расходы холдинга на гигантский стенд на выставке
"Связь Экспокомм", яйца стоили те же $2 млн., что и полосатая пчела.
Специалисты по брендам изящно отбиваются от обвинений в конфликте интересов,
ссылаясь на то, что работают не с МТС, а с "Системой Телеком" в целом. Теперь
осталось только подождать несколько месяцев и понять, удастся ли Wolff Olins
превзойти саму себя. Или же были правы насмешники, отпускавшие шуточки вроде
"контракт Wolff Olins с "Вымпелкомом" включал пункт о максимально нелепом
ребрендинге МТС".