Дорога перемен (Revolutionary road)
Во-первых, стоит сразу оговориться, что, неверно переведя название фильма, авторы русского текста скомкали смысл произведения. Конечно, трудно подобрать синоним, но, я бы выбрала что-то подобное "назад дороги нет". Да, именно так, потому что прилагательное "революционная", тут употребляется в значении "человека или события, ведущего к революции, а, именно - к решительным свершениям", а не просто переменам. Героиня пошла не на "перемены", а сржгла все мосты. Кроме того улица, где "осели" герои, так и называется - Revolutionary road, что, как мне кажется, имеет немаловажное значение.
1955 год. Они живут в "счастливом браке" уже семь лет. Поженились, когда она забеременела первым ребёнком. Он - клерк в конторе, занимающейся неизвестно чем с разветвлённой системой никому не нужных филиалов. Работа нелюбимая до тошноты, приобретённая в "наследство" от отца. Она - неудавшаяся актриса, ныне домохозяйка, двое детей, не жизнь, а тоска.
Когда-то, приехав в пригород Нью-Йорка, они были очарованы домом на этой самой Revolutionary road, которая им всучила местная риэлторша, и, зажили среднестатистической жизнью. Он каждый день тратит кучу времени, чтобы добраться до каторги, попутно иногда изменяя супруге, которую, как ему кажется, он всё же любит. Она перебирает послевоенные фотографии супруга, на одной из которых её благоверный с лучшим другом (который, кстати, живёт по соседству и давно пылает к героине страстью) изображён на фоне Эйффеловой башни.
У неё возникает безумная идея всё поменять. Она любит его и готова ради этого на всё. Они решают бросить постылый дом, его работу и уехать в Париж, где она, конечно, найдёт высокооплачиваемую работу в государственной структуре, а он, наконец, найдёт себя. Она с надеждой пакует вещи, он коротает время на ненавистной службе, мимоходом и совершенно случайно получая повышение. Она беременеет третьим ребёнком и, он уже вроде бы никуда не собирается. Или вообще никогда не собирался?
Она мечется, понимая, что мечта растворяется, изменяет мужу с другом-воздыхателем из мести и обиды за непонимание. Он окончательно смиряется с мыслью, что его и так всё устраивает. Она делает себе аборт на позднем сроке и умирает от кровопотери, фактически кончая жизнь самоубийством, видя, что другого выхода нет, а жить так больше она не может. Конечно, этот момент меня ужаснул, но, он был вполне предсказуем и закономерен.
В последнее время, когда американский кинематограф признал модным отходить от заезженной темы хеппи енда, это достаточно банальный, я бы сказала сюжет. Не менее банальные в нём и приёмы - например, великовозрастный сынок риэлторши математик, которого лечили электрошоком (помните "Игры разума"). Он и никто другой "говорит правду", потому что безумен и ему всё можно, и, именно он заставляет героя задуматься над его безрадостным существованием. Странный актёрский дуэт - Ди Каприо и Винслет, которые иначе вместе, как с "Титаником" не ассоциируются. Ну, лично у меня.
НО - редкое кино меня заставляет задуматься. Это - как ни странно было таким.
И вот какие вопросы я себе задала - чем мы готовы пожертвовать ради любимого человека? Что такое счастье, а что - его химера? Как нам не обманывать себя? Что дороже - мечта или покой? И - можно ли ради мечты так просто распроститься с жизнью, оставив двух детей?
Вот такие наблюдения.