Что, совсем никто не пишет? Ну так я заполню перерыв и напишу много, как здесь не любят.
В каждом болоте свои кикиморы.
Мадре де Диос - необычное название для реки. Впрочем, это для нас, почти европейцев, необычное. А для тех мест стало обычным за последнее столетие, хотя индейцы, живущие в тех местах, называют ее по старому Змеиная река. Большая река Мадре де Диос* начинается среди ледников Анд, равнинная сельва питает ее влагой, на своем долгом течении она пополняется многими другими реками так, что ей хватает сил через тысячи километров достичь Амазонки и слиться с ней. В том месте, где сходятся границы трех государств Перу, Боливии и Бразилии, вдоль этой реки с незапямятных времен живет племя Харамбут. Люди Харамбут живут семьями, образующими "комунидады" - сообщества близких родственников. Иногда это всего одна семья, иногда несколько семей, ведущих общее хозяйство. Цивилизация добралась до этих людей лишь в середине ХХ века усилиями францисканских миссионеров. Может, и раньше кто-то до них добирался, но не нашел обратной дороги. Усилия францисканцев оправдались лишь на половину большое число индейцев Харамбут не стали отказываться от привычного уклада жизни и не предали своих старых богов. Таких индейцев называют "неконтактными". Места обитания этих, "неконтактных" индейцев объявлены правительствами стран Резервной Зоной и вход посторонним туда запрещен. Не лишенные прагматичности, индейцы, отказавшиеся присоединиться к цивилизации, тем не менее, переняли от нее некоторые полезные в быту вещи. Такие, как огнестрельное оружие, лодочные моторы и всякое другое, что облегчает их существование в сельве. Но электричества они не знают, а, значит, лишены всякого культурного (в нашем понимании) досуга. И вынуждены обходиться традиционными, веками проверенными способами развлечь себя. Одно из таких, традиционных развлечений напасть силами своей коммунидады на другую коммунидаду и пограбить.
Это и произошло однажды, в конце 90-х недавнего века. На коммунидадо, живущую на реке Колорадо, одном из притоков Мадре де Диос, напали злодеи, живущие на другом притоке - Лобо. Подробности этого сражения, в котором приняли участие человек по 10 с каждой стороны, надежно скрывает седая сельва и их уже трудно восстановить. Но известно, что жертвы нападения оказались проворнее и обратили злодеев в бегство.
Удачное бегство врагов с поля боя рассердило оборонявшихся, т. к. лишило их законной прибыли от одержанной победы. Один из победителей, Клименте, в одиночку бросился преследовать двоих агрессоров. Преследуемые свернули в реку Куподное, а позже в один из узких ручьев, такие в тех местах называют квебрада. Захватывающая дух погоня происходила вверх по течению реки и длилась уже четвертый день, когда Клименте понял, что потерял след беглецов. Он оказался в неизвестном ему краю сельвы и вспомнил, что об этом месте ходили среди сородичей нехорошие слухи. Но Клименте был не из робких и решил продолжить путь, руководствуясь отнюдь не азартом исследователя. Он продолжил плыть вверх по течению квебрады и, через несколько часов, заметил на правом берегу нечто необычное для сельвы: за деревьями, растущими вдоль воды, стало видно открытое пространство.
Обычно индейцы размещают свои деревни на полянах, которые сами вырубают в сельве. Потому что в сельве нет полян. Но это безлесное пространство было намного больше когда-либо виденного Клименте.
Выйдя из лодки и прорубив себе проход сквозь заросли, Клименте оказался на краю огромного круглого поля, усыпанного песком и мелкими камешками. Такая почва была не знакома жителю сельвы. Посреди поля высился купол здания-полусферы. Его вершина была вровень с верхушками деревьев. А деревья в сельве высотой 20-25 метров. По периметру поляны стояли еще шесть таких же зданий, но меньшего размера.
*матерь Божья
Вот тут-то корысть покинула индейца и уступила место благородному чувству первооткрывателя. Клименте ступил на поляну.
Даже через десять лет Клименте хорошо помнил все подробности своего приключения.
- Всего двадцать шагов, не больше! Там, по краю поляны росла травка. Такая, странная, низкая и цвет не такой, как у травы в сельве. Вот только прошел по этой травке и сошел с нее на песок, тут и началось!
Геолог и горный инженер слушали индейца внимательно. Они уже много лет работали в тех краях, где живут "неконтактные" и кое о чем не только слышали, но даже имели свое представление.
- Гром, ливень. Не такой ливень, как обычно в сельве, а намного сильнее. Стена воды! - Клименте, рассказывая, задрал голову вверх и указал рукой на небо - Но небо было ясным, я вышел на поляну при ясном небе!
Клименте сделал паузу, потянулся к следующей бутылке "Кускеньо" и отхлебнул пива. Слушатели ждали продолжения. И Клименте сказал:
- Я пошел к ближайшей полусфере. Я бы дошел до нее и под дождем, но змеи. Они вдруг появились в большом количестве у меня на пути. Это были нафиггон. Мне бы пришлось идти по ним, так много их было. И я отступил обратно, на траву.
Змеи, которых индейцы называют х е ргон, считаются вторыми по ядовитости в сельве. Слушатели понимающе покачали головами.
- И что было потом? спросил геолог.
- Потом я прошелся по траве в одну сторону, в другую, и ушел. А когда вернулся по квебраде обратно до Куподное понял, что враги вошли не в эту, а в другую квебраду, которая ближе к реке Уосорикито. Но бензина у меня уже не было, да и еда кончилась, а охотиться не было сил. И я вернулся домой. Обратно, по течению реки, всего полтора дня плыть.
- Ты сейчас рассказал нам про "заколдованный храм"? И утверждаешь, что видел его? - спросил инженер. Клименте кивнул головой, не отрывая губ от бутылки с пивом.
- Но об этом храме рассказывают обычно старики, а ты еще молод продолжил инженер, специально демонстрируя сомнение. Ведь не случайна была эта встреча за пивом, это по его просьбе родственники Клименте (которые жили в городке и были "контактными") по радио вызвали индейца из сельвы, сообщив, что "локо гринго"* интересуется "заколдованным храмом".
- Старики рассказывают, а я видел! нисколько не смутившись, парировал Клименте.
- И дорогу запомнил?
- Запомнил.
* Глупый гринго
К международной экспедиции в составе индейца-охотника, казаха-инженера и славянина-геолога присоединился местный скульптор, потомок конкистадоров. На двух моторных лодках отправились они вверх по течению реки Колорадо. На четвертые сутки путешественники стояли на краю обширной поляны, размером с четыре футбольных поля. Геолог снимал на видеокамеру, инженер щелкал пленочной фотокамерой. Специально взяли разную видеотехнику. Стоя на травке, окаймляющей поляну, в бинокли разглядели, что поляна покрыта не просто камешками, а старыми потрескавшимися плитами. Хотя солнце светило вовсю, купола полусфер казались затянутыми какой-то мглой, ухудшавшей видимость.
- Какая тишина! - заметил инженер - В сельве всегда слышны звуки, а здесь тихо. Идем?
- Сначала на ход ноги! - сказал геолог и откупорил бутылку виски. По очереди приложились.
Индеец остался на месте, а трое сделали шаг с травы на поляну. Струи воды, будто из брандспойта, ударили, пригибая к земле. Молнии били в землю, гром гремел. Промокнув, отступили назад, на траву. Несколько минут перекуривали и слушали вновь наступившую тишину.
- А ну, еще раз! - сказал геолог и шагнул. Инженер тоже шагнул. Конкистадор сел на траву рядом с индейцем и стал наблюдать. Когда два смельчака вновь отважно отступили на траву и стихия послушно успокоилась, скульптор сказал:
- Достаточно! Не нужно испытывать судьбу!
Исследователи еще побродили по траве вокруг поляны, сделали снимки и замерили координаты по JPS. После вернулись к лодкам.
Через день, прощаясь с Клименте, инженер вдруг вспомнил:
- А змеи? Змей-то не было!
- Змеи знают, чтобы напугать гринго достаточно дождя! - сказал Клименте и усмехнулся.
Друзья вернулись в городок и засели в баре. Геолог порылся в ноутбуке и сказал:
- Спутник показывает, что в этом месте сельва. Сплошная зеленая сельва и никакой поляны!
На видео никаких изображений куполов не оказалось. Только квебрада, лодки, и опять квебрада и лодки. На фотопленке тоже ничего не оказалось, она даже не была засвечена.