Вечная Женщина.
Почтим монастыри; но почтим и того, кто никогда в монастырь не заглядывает... и только скажем ему: "Брат наш, будь в удовольствиях прекрасен, как эллин, и не переходи нигде в СВИНСТВО", а монастырю скажем: " Не наводи грим скорби на лице свое и не разыгрывай театр скорби с комедией в душе..."
Под наслоением суеверий у человечества образовалось совершенно неверное представление образа "настоящего самца" и "настоящей самки" ... В общем представлении романистов, драматургов, мещан и "общества" - это что -то огромное, шумное, голос громкий, манеры наглые, оскорбительные... "Нахал" и "разухабистая баба" - вот предполагаемо люди, от которых матери и отцы должны прятать подрастающих чад... Такие -то будто -бы "соблазняют, совращают, насилуют и растлевают"... Но настоящие силы -не стучат. Настоящая сила скорее стелется, ползет. Скорее полу -испуг, полу- догадку выразила народная мудрость, русская и китайская. Русские говорят: "В тихом омуте черти водятся", а у китайцев есть поговорка "когда женщина похожа на ангела, то берегись, и знай, что в ней сидит Дьявол". Старые люди, сложившие поговорки, сложившие поговорки, как бы предупреждают молодых, указывая им не доверятся наружным признакам, предполагая за ними обратное внутреннее содержание.
Действительно, "души сливаются" у особей, когда они сопряжены в органах! Мужская душа в идеале - твердая, прямая, крепкая, наступающая, движущая вперед, напирающая одолевающая: но ведь это -почти словесная фотография того. что мужчина прикрывает рукой! Идеал женского характера, поведения, жизни и очерка ее души - нежность, мягкость, податливость, уступчивость. Но ведь это- названия качеств ее детородного органа.
В психике женской есть то качество, что она не тверда, не жестка, не очерчена резко и ясно, а, напротив, ширится как туман, захватывает собой неопределенное далекое... ОН -дерево, но без запаха; она -цветок, вечно пахучий, далеко пахучий.
Первый раз мне (от авт. - В. В. Розанов) пришлось прочесть о наибольшей самочности в "Записках " великого хирурга Н. И. Пирогова. Пирогов упоминает о встрече со своим университетским товарищем, который совсем недавно женился на молоденькой женщине, лет 16. В ту пору "развращающего чтения" быть не могло, или, по крайней мере, из -под "крыла матерняго" не могла на него натолкнуться. Товарищ жаловался Пирогову, что, хотя очень любит свою жену и доволен ее характером, но чувствует себя совершенно изнеможенным от ее постоянного желания совокупляться. "Самочность" не одинаковая величина, это НЕ ЕСТЬ ни плод развращения, ни возбуждения, ни воспитания... О следующем случае пришлось слышать: однажды в кружке женщин из "общества", зашли суды и пересуды о девушках и женщинах их круга; и некоторых очень осуждали за их "выдающееся нескромное поведение, развязность речей, манер и т. д." Тогда их прервала одна из слушавших, замужняя женщина: "Вообразите... все эти -скромные женщины, но вот эти... сущие подлюги: я знаю от мужа своего, что те, о ком вы говорите дурно - были и остаются невинными, не смотря на ухаживания мужчины, а эти скромницы, напротив...".
Мне позднее удалось узнать два случая, когда замужние женщины не только не удерживали своих мужей от ухаживаний "с последствиями", но толкали их на это, любопытствуя через них об окружающих девушках и женщинах.
Очевидно, что эти "падавшие" женщины не заготовили себе "скромности" на случай ухаживания, в предположении, что она понравится ли привлечет: в общем - она ведь отпугивает, предупреждает самое начало ухаживания; очевидно, что они ничего не думали, ничего не ожидали, но были действительно скромны и именно скромнее остальных; они были их женственнее, добродетельнее и в меру этого самочнее; были, так сказать, более нежны, ароматисты, более содержали в себе сладкого нектара... и "упали" они не от того, что менее хотели сопротивляться, но оттого, что видимое желание мужчины возбудило в них ток такой силы и напряжения.., как падает на землю самое сахаристое яблоко, а не яблоко - сморчок...
"Нахально вели себя" почти бесполые женщины и девушки, у них действительно были и "усики на губе", и "разухабистые манеры", как у писарей, громкий и жесткий голос, мужицкая походка... Те же - не ходили, а плыли, были застенчивы, конфузливы, стыдливы.
Часто они бывают и некрасивы, но как соловей "ибо за это поют, как никто..." Пожилая женщина рассказывала Пирогову, что ее молодой родственник, военный, недавно женатый - и почти болен от жены, до бегства. До желания развестись. Говорит, что ее насытить могли бы только три мужа... И это ТАКАЯ Милая Дама...
-Вы говорите, она приятная женщина?
-Чрезвычайно. Наблюдая ее в обществе, никак нельзя предположить, что у нее такой... исключительный аппетит. И что удивительно, такого нежного, глубокого голоса я ни у одной женщины не слыхала!"
"Голос"... Но ведь это то, что не подделаешь, Это не "кокетство скромностью", которое можно подделать: это сама Душа, вернее говорящая о характере, чем взгляд, улыбка... "Задушевный голос"... вот у такой женщины, которая таила в себе утроенную самочность - шел явно от Души, утроенно человечной, небесной...