Кхаси, где правят женщины, где царит настоящий матриарх
Здравствуйте, друзья, в студии Карина Кардашева. Как я обещала в прошлой передаче, сегодня мы расскажем вам об удивительном народе, проживающем в Индии, в штате Мегхалая, а также в соседних районах Бангладеша. Это родина народа кхаси, где правят женщины, где царит настоящий матриархат.
14 апреля 1990 на севере Индии произошёл мужской бунт. По крайней мере, так утверждает группа мужчин народа кхаси, рассказывая о своем тогдашнем всплеске недовольства и возмущения. Сегодня "бунтари" находятся в плачевном состоянии. Вот уже 12 лет Лакаин - основатель и вице-президент организации "Построй себе новый дом" - борется за установление "нового мирового порядка", но пока что ничего из этого не вышло.
Однако надежда не покидает его. В конце концов, сам факт создания и 12-летнее существование организации, поставившей своей целью свержение господства женщин в народе кхаси, уже большое достижение. Но что никак не может понять Лакаин, так это то, что основанное им движение не находит поддержки именно у той части населения, чьи права оно представляет, а именно у мужчин кхаси. Всего полторы тысячи из 80 тысяч мужчин этого народа примкнули к рядам организации. Похоже, требования этого, возможно, единственного в мире движения за мужскую эмансипацию звучат не слишком убедительно.
"Эти мужчины совершенно запутались", - с мягкой улыбкой говорит Хазина Кхарби". Она - самая младшая дочь в семье и, следовательно, наследница дома.
"С какой стати мы должны ломать систему, которая существует испокон веков? И для чего вводить патриархат, при котором возможно такое невероятное преступление, как десятки тысяч абортов? Чего, спрашивается, мужчинам надо? Политической власти они уже добились. Наш король может быть и мужского пола, а дядя в каждой семье имеет титул "советника матери клана".
Лакаин, слыша такие слова, в отчаянии трясет головой. По его мнению, мужчины кхаси возмутительным образом угнетены и унижены, превратились в племенных быков и нянек, смотрящих за детьми. Им остается только сомнительная честь служить частью "прекрасно сохранившегося и все еще жизнеспособного института матриархата".
"Чужакам легко судить, они видят в мужчинах кхаси лишь любопытный объект для исследований, пережиток давно минувших времен матриархата, когда мир населяли "сверх-матери", а мужчины служили лишь инструментом оплодотворения. Да, вам легко говорить, вы не родились среди народа, чье имя не оставляет ни малейшего сомнения в том, кто в доме хозяин: "Кха Си" означает рожденный женщиной по имени "Си". Мы слишком часто были в пути, защищая границы нашей страны, поэтому женщины в отсутствие мужчин и взяли власть в свои руки. Но сейчас мы здесь, а наши матери все еще продолжают нас учить, что пламя женского рода, а пепел - мужского".
Лакаин не желает больше быть пеплом. Хотя многолетняя борьба его порядком измотала:
"Эта культура высосала из нас все соки, мы превратились в ничтожества. Я, мужчина, раб своей собственной семьи. Всё здесь принадлежит женщинам: дети, дом, образование, деньги. Женщины рожают и хоронят, наследуют и завещают, учатся и дают ребенку свое имя. А мужчины всю жизнь остаются только лишь сыном такой-то".
О чем Лакаин не упоминает, так это о том, что у себя дома он уже навел порядок. У него царит патриархат. Он взял себе в жены одну из беднейших девушек, и теперь это ЕГО дом, в котором выросли ЕГО дети и это ЕГО деньги, на которые живет семья. Кроме того, ЕГО дети носят ЕГО фамилию. Проблема лишь в том, что остальные кхаси всё это игнорируют. Для них это дом его ЖЕНЫ, а ЕЕ детей постоянно спрашивают, почему они носят не ту фамилию.
Больше всего Лакаина огорчает тот факт, что оба его сына, женившись, расстались с иллюзиями отца. Они живут в домах своих жен, повинуются тещам и считают себя потомками собственной матери, как это было издавна.
"Их дочери пойдут учиться в университет, а плохо образованные сыновья останутся без работы. Поэтому вся жизнь кхаси катится под гору", - негодует Лакаин.
То, что все катится по наклонной плоскости, замечают и другие. Улицы столицы штата - Шиллонг - стали в последнее время небезопасны. Число нападений, перестрелок, изнасилований и убийств постоянно растет.
"Наши мужчины крадут, разбойничают, бросают жен с детьми. Нам ничего не достаётся, вот и мы тоже ничего не даем. Беспорядки происходят потому, что мужчины везде чужие: как в доме своей матери, который принадлежит младшей дочери, так и в доме жены, где они лишь в гостях. Проблема в том, что власть не в руках мужчин".
А вот король кхаси видит проблему в другом. Возможно потому, что он уже обладает властью. Лабориус Маник Зием сидит в бархатно-красных приемных покоях в самом центре Шиллонга, он молод и деловит три телефона на его столе звонят без перерыва. На границе с Бангладешем опять проблемы. Все чаще появляются банды мародеров из бедной соседней страны и грабят его народ. У короля кхаси нет времени на таких людей, как Лакаин, кроме того, он не понимает, в чем собственно проблема. Для него как раз такие мужчины проблема.
"Это все равно что перевернуть кастрюлю вверх дном и попробовать в ней что-нибудь сварить", - считает он. Для него "пропатриархальная" организация Лакаина кучка разочарованных эгоистов, которых заботят только деньги их жен.
"Это ведь всего лишь вопрос равновесия. В нашей культуре нет понятия доминирование. В то время как в остальном мире только дискутируют о правах женщин, здесь эти права существуют с давних времен. Наши предки знали, что именно женщины делают народ сильным".
Король кхаси любит рассказывать такую историю: в одном клубе, известном еще со времён британского колониального владычества грубыми мужскими разговорами, несколько мужчин высказали королю кхаси свое мнение: "Да кто ты такой? Король кхаси? Да вами же правят ваши бабы!". Все посмеялись, а затем прозвучал поистине королевский ответ: "Вот вы гордитесь тем, что вы эдакие мачо. А вы уверены, что вы действительно сыновья ваших отцов? Не кажется ли вам, что ваши матери знают это лучше?" После таких слов среди "мачо" воцарилась тишина.