мне не нравится отношение нынешнее к людям труда. если рабочий, то непременно: лох и быдло.
я помню как поэт Евтушенко в "Литературной газете" разродился статьёй, общий смысл которой - какой ужас рабочие династии, когда несколько поколений из дерьма не вылезти не могут.
но отношение к физическому труду и к людям труда такое не сегодня началось. при застое, когда рабочий с колхозницей были символами строя страны, уже намечался определённый мозговой разжиж.
уроки труда у нас длились несколько часов подряд (при том, что я не в ПТУ учился, а в мат. школе).
в четвёртом классе нам всем выдали по железной болванке и велели бархатным напильником вытачивать из них молотки - символ мирового пролетариата.
тупое, изнуряющее занятие - подолгу скрести напильником, делая однообразные безсмысленные движения и звуки.
некоторые смельчаки приносили из дома драчёвые напильники, чтоб хоть как-то продвинуть безконечный процесс, они прятали свои напильники за пазухой, вынимая на несколько секунд, когда препод отвлекался. но тщетно! препод был хотя и с одним глазом, но всё примечал - ему бы вертухаем быть на зоне - ругался страшно и ставил двойки.
лишь двое страдальцев, имея строгих родителей-танкистов, и стимулируемые поркой, к окончанию школы выточили-таки нечто на молоток похожее. трудовик разрешили им даже просверлить две дырки для деревянной ручки, выдал по круглому напильнику и заставил их эти дырки соединять.
и только последний звонок спас героев.
а ещё у нас были субботники. целых два.
на первом мне поручили копать какой-то траншей, для маразматических целей. а я, надо сказать, хоть и кот, но копаю как крот. я очень быстро связь телефонную в половине Лефортова прекратил. толстенный кабель перерубил лопатою нечаянно.
приехали серьёзные люди и директору дали по шапке. сказали, если б там электричество было и меня б убило, то директора они б убили сами.
а на втором суботнике, который нескоро после первого затеяли, нам выдали в руки по венику, самому обычному, из сорго, и отправили подметать Красноказарменную улицу. во, дурдом!
хорошо, что мимо те же серьёзные люди ехали. увидели наше шоу и пошли иметь директора всухую.
а ещё у нас была трудовая практика.
нас на 25 дней отправили работать на завод "Серп и молот" (мы его звали "Смерть и голод").
завуч нашей школы, женщина, далёкая от жизни и совести, привела нас в цех. а цех недавно только модернизировали. вместо множества станков поставили один огромный, с ЧПУ (числовым-програмным управлением). для такого станка один рабочий нужен. но остальных-то 30 по тогдашнему трудовому законодательству уволить было нельзя. и вот эти работяги изготовили преогромный стальной стол (завод металлургический) и несколько наборов домино. из чугуна. каждая доминашка весом по полкило, не меньше. как же они грохотали!!! а если рыба?! ужос!
начальник цеха посмотрел на нас с ужасом.
- у меня своих вон сколько сидит, куда ж мне ваших-то деть?
а он себе организовал небольшую мастерскую в цеху и делал на заказ кресты и оградки к могилам. а нам сказал после ухода завуча:
- приносите карты, домино, шахматы. тусуйтесь, а мне не мешайте.
два дня счастья у нас было, а потом какая-то падла завучу донесла, что нам хорошо.
примчалась, злыдня, и давай голосить:
- мальчики хотят трудиться! и всякую такую байду.
под её натиском ушлый и умный начальник цеха выдал нам рельс от узкоколейки и велел пилить его ножовкою на куски по 20 см. это было что-то!
мы было завозмущались, мол что за на...? кому это нужно - никому не нужно, кому это надо - ...
на это завуч:
- объясните ребятам, что они делают полезного для Родины!
находчивый начальник цеха тут же нашёлся:
- это детали для картофелеуборочного комбайна.
завуч:
- вот видите, дети, ваш труд вливается в труд вашей республики.
и все оставшиеся 20 дней следила, чтобы работали мы старательно.
из всего нашего класса никто и поныне не занимается физическим трудом, а большинство испытывает стойкое к нему отвращение.