- Слушай, найди мне кого-нибудь, кто может посмотреть альбом марок!
- Ну, давай я посмотрю, - чуть подумав соглашаюсь я, стараясь чтобы в голосе не зазвучала тоска. Знаю я эти коллекции. Обычно, наслушавшись историй про редкие и дорогие марки люди обязательно ожидают обнаружить у себя что-то в этом роде. Не люблю быть тем человеком, который сообщает людям, что цена их марок 20 центов за штуку, и то никому не надо. Нипочем бы не согласилась, если бы это не был простой и легкий способ помочь человеку, когда-то оказавшему нешутейную услугу.
-Я тебе завтра на работу закину, - предлагает он.
О, это уже лучше. На работе что бы не делать, лишь бы не работать.
- В ценах 2004 года, - спохватываюсь я, - Свежее нет каталога.
- Без разницы.
Забираю у вахтера оставленный для меня ранним утром пакет.
Поднимаюсь к себе, размышляю не попить ли сначала чаю, но любопытство оказывается сильнее. Открываю и начинаю разглядывать.
Довольно тонкий альбом, всего на 10 страниц, но большого формата и совершенно новый. Открываю и сразу же начинаю приятно удивляться.
Альбом открывается не самыми дешевыми сериями Северного Вьетнама 50-60 гг, в идеальном состоянии, словно только из-под пресса. Что ж хорошее начало.
На второй странице хватаюсь за сердце, потом за телефон.
- Поздравляю, - кричу в трубку, - все намного лучше, чем я ожидала! У тебя есть очень редкий блок музыкантов! Я его всего два раза видела в продаже!
- Да? - осторожно удивляется друг, - а сколько он стоит?
- Ну... как сказать...- начинаю я мяться, - Каталожная цена порядка 200 долларов, на аукционе в Штатах я видела за 900 долларов, а я сама себе купила за 30. У нас такоге еще попадается, даром что ли мы с Вьетнамом дружили. Вот и решай сам, сколько он стоит.
- Поняяятно, - тянет он, - А ты уже все посмотрела?
- Нет, только две страницы - утешаю я. - Но я вижу, что тут хорошие марки.
Через 5 минут снова хватаюсь за телефон.
- Миленький, хорошенький, отдай мне эти китайские хризантемы! Я эту серию полностью никогда вообще не видела! Просто нигде!
- А ты все уже посмотрела? - снова спрашивает.
- Нет, не все! Отдашь хризантемы?
- Будут тебе крезантемы твои, - бормочет он, явно занятый чем-то другим, - Вечером заеду, только закончи с этим делом!
Пообещать отдать, это еще конечно, не тоже самое, что сделать, но все равно оставшуюся часть я досмотрела с воодушевлением.
Дальше пошло как-то совсем странно. После Азии почему-то пошли первые выпуски России, Австрии и Германии, и тоже не целиком, а выборочно. Заканчивалось все довольно банальными Канадой и Штатами.
Я насторожилась, когда пошли первые серии. Обычно люди считают, что старинные марки обязательно должны очень дорого стоить, но это, конечно, всеобщее заблуждение. Но тут, правда, случаются всякие казусы, связанные с индивидуальными особенностями выпусков. Но тут уже надо быть экспертом.
Одна марка все-таки меня насторожила и я пошла и потребовала у шефа лупу (у него вообще все всегда есть, непонятно на какой случай) и долго ее рассматривала.
В конце-концов все же наклеила рядом стикер с ценой - 289 долл. В целом результаты были очень симпатичными, и я с нетерпением ждала вечера.
Мы засели в моем кабинете, и друг рассматривала альбом, весь обклеенный ценниками и номерами.
- Кто это у тебя марки собирал? - спросила я, когда мне надоело рассматривать склоненную макушку.
- Не знаю, - последовал удивительный ответ.
- Эй, не гони! - возмутилась я, - Чтобы собрать некоторые вещи из этих, надо было в 60-70 годы быть членом общества филателистов и получать марки через свой клуб. Какой-нибудь дедушка, или дядюшка..
- Я нашел его в почтовом ящике, - прерывает меня он.
Я смотрю на него вероятно очень бессмысленным взглядом.
- Он пришел по почте? - уточняю я, --Запакованный в бумагу, с обратным адресом?
- Нет же, - возражает он, - Говорю же, просто открываю ящик, а там он лежит, вот прямо в таком виде как ты его сейчас видишь.
Я размышляю несколько минут.
- А тебе не пришло в голову, что это допустим, адресовано было твоему соседу? - наконец спрашиваю я, начиная в душе скорбеть о хризантемах.
- Приходило, а как же! Еще как приходило. Я их почти всех опросил.
- Как это?
- Ну, сначала спрашивал осторожно... дескать, не ожидаете ли вы какой-нибудь посылки.. ну, знаешь, чтобы люди сначала подумали. Потом надоело, стал в лоб говорить - нашел альбом, не ваше ли? И что интересно, никто не признался.
- А.. а... ты что... весь дом обошел? Ведь могли ошибиться цифрой квартиры, этажем... ой, мамочка, это сколько же вариантов!
- Ага, а еще могли ошибиться подъездом, номером дома и так далее. Нет, я обошел квартиры в пределах соседних со мной почтовых ящиков.
Я смотрю на него и молчу, правда не мигаю, и он начинает сердиться.
- Ну что, по-твоему, я должен был бросить теперь все дела и искать, не ждет ли кто-то в моем районе посылку с марками?
Я молчу. Я, например, совсем не знаю, как бы поступила я. Учитывая хризантемы. Совсем не знаю. Но все это теперь начинает казаться мне странным. Да и некоторые странности альбома вылезают теперь на первый план.
- Странный альбом, - говорю я наконец.
- Почему?
- Видно, что марки из большой, из хорошей коллекции. Но словно выбрали какую-то часть и переложили сюда. Причем совсем недавно.
- Почему недавно?
- Альбом новый. Потом, выбрано все как-то странно, бессмысленно. Ни по странам, ни по годам, ни по тематике. Не могу уловить ни единой образующей идеи для такой подборки марок.
Он рассматривал цены на стикерах, а потом спросил
- А что это за шифр?
- Шифр? Где? Да это не шифр, это номера по каталогу.
- А похоже на шифр, - задумчиво сказал он, - Интересно. Интересно, можно ли марками зашифровать сообщение?
Мысль была ужасно оригинальная и я задумалась.
-Не знаю. Вряд ли... ведь в каждом каталоге своя кодировка. Как узнать, например, какой каталог использовать? А их вон сколько - Скотт, Михель, Гиббонс, Ивер..
- Ага, понимаю.. А дай-ка мне свой каталог на всякий случай.
Я выгребла из стола одиннадцать дисков и вручила ему.
Мы еще посидели. Выпили кофе. Подумали. Он предложил забрать хризантемы, я отказалась. Не том и разошлись.
Через день он снова позвонил.
- Знаешь, что я нашел в почтовом ящике? - мрачно спросил он.
- Что?
- Записку. На ней написано - "Верни марку".
- Марку, - повторила я, думая, что ослышалась, - Верни марки?
- Нет. Именно марку.
- Ну вот и верни, - сказала я, - С коллекционерами не шутят.
- А как вернуть-то? - возмутился он.
- Не.. не знаю. Положи его обратно в почтовый ящик, хотя бы.
Еще через день он приехал ко мне снова, уже без предупреждения, с покойно прошел мимо охраны режимного предприятия, без стука вошел в кабинет и бросил на стол увесистый альбом. По тому, как он грюкнул, я поняла, что на этот раз там не марки.
- Что это? - удивилась я, протягивая к нему руку.
- Нашел в почтовом ящике, - сказал он, как-то криво усмехаясь.
Я открыла альбом, с минуту смотрела на первую страницу, потом резко захлопнула его.
- У меня нет удобного каталога по монетам, - отказалась я.
- Эй, что с тобой? - ему не понравилась моя интонация.
- Разве ты не видишь, что эта история откровенно подозрительна? - сразу же начала горячиться я.
- Да, что-то кажется, есть. Именно по этому и надо знать, что находится в этом альбоме.
- Я не играю! - заявила я, - по-моему, с этим уже пора идти в милицию.
- Почему это? - он удивился так искренне, что у меня екнуло сердце.
- Потому что тут на первой страницу я увидела два франкфутских серебряных талера.
- И что?
- Если ты можешь придумать убедительную причину для того, чтобы кто-то разбрасывался монетами стоимостью около пятиста долларов за штуку, то я конечно, сразу же поменяю свою точку зрения. Кстати, а что стало с марками?
- Они исчезли из почтового ящика. А сегодня там нашлось это.
Я пыталась думать, но ничего умного в голову не приходило.
- Это все странно, - все что и смогла сказать я, - Мне это кажется опасным.
- Почему?
- Просто кажется...
Мы снова выпили кофе. К альбому я даже не хотела притрагиваться и настаивала, чтобы он стер все отпечатки пальцев и положил его обратно в ящик.
- Да ты хоть посмотри, что там, - соблазнял он меня, - Странная ты какая! Нет в тебе никакой любознательности!
Не знаю, что не меня нашло, но я твердила только " не хочу-не буду", и он отступился.
Еще через пару дней позвонила его актуальная подруга. Еще через день - жена. Обе они его разыскивали, но грузить их историей про альбомы мне показалось излишним.
Я сказала, что видела его, и что сложилось такое впечатление, что у него были какие-то неприятности, и вообще... вообще, раз так, то может быть следует побыстрее сходить в милицию написать заявление.
Сама я задумалась, не должна ли я тоже что-то сделать, но не придумала. Или не успела.
На другой день позвонил следователь.