.. с самого начала пинанерского возраста, когда приняли-таки меня в эти самые краснопёрые, но только с 4-й(!) "штрафной" командой, с самой раздолбайской группой негодяев на большой перемене, между 3-м и 4-м уроками, меня занимала история про Павку Корчагина.
"Как закалялась сталь"-называлась..
во-первых, потому, что как идейно-неустойчивому меня заставляли ее читать на продлёнке, вместо того, чтобы, как всем нормальным пионэрам гонять в футбол
во-вторых, потому, что после изучения я никак не мог проникнуться глубиной авторской мысли и на уроках внеклассного чтения как-то вяло и без дрожи в голосе рассказывал, стоя лицом к классу, про героизм, мужество и подвиги.
в общем-без души..
А недавно я прочитал одного умного дяденьки рассказ и понял-почему все так со мной было.
Вот его краткий пересказ фокуса и параллельно-разоблачение:
"- Слушайте, я в литературе не сильно волоку, но один случай там интересный;
примечательный. Про узкоколейку. Все помнят, да: строили, метель, зима, дрова возить, голод, герои?
Так вот. Я как-то на шабашке строил с бригадой узкоколейку в леспромхозе.
И вот в выходной как-то я вспомнил - и задумался: а сколько же они там километров-то
сделали, в 'Стали..'? Интересно...
Изумительная вещь обнаружилась! Я там такого вычитал - семьдесят лет назад бедные
комсомольцы сами не подозревали! Явная диверсия была устроена - и до сих пор не раскрыта!
Ну, что городские власти в ноябре обнаружили, что скоро будет зима, а дров нет - это
по-нашему, по-советски; это уже неплохо.
Сколько послали комсомольцев? - Триста.
Сколько верст надо построить? - Шесть.
Кто проходил в первом классе арифметику? Сколько будет разделить триста комсомольцев
на шесть верст? - Будет один комсомолец на двадцать метров.
Двадцать метров!!!
Объясняю, что такое двадцать метров. Это двадцать пять шпал и три звена рельсов (они
шестиметровые). Шпала-кругляк под узкоколейку весит килограмм двадцать пять. Рельс тогда под узкоколейку шел практически весь ТИП-18 или ТИП-22 - это восемнадцать или двадцать два килограмма на погонный метр, а весь рельс, стало быть, сто десять - сто тридцать кило.
И вот эти двадцать пять шпал и шесть рельсов на человека они и делали геройски бесконечные недели!! эпопея!! причем шпалы лежали уже готовые, только подноси и клади!
... да мы им эту вонючую дорогу вдевятером за месяц сделали бы!
... куча народу без толку. Делись на три смены в круглосуточную, доставай любые тележки возить шпалы и рельсы вдоль трассы, - да там на два дня максимум работы для такой оравы!
А самое главное - на кой черт они долбили в мерзлой твердой земле ямки под
шпалы??!! Какой идиот, какой саботажник им это велел?! Рабочая ветка на пару месяцев, скорость на ней не нужна, - на фига копать?! кладут прямо на землю! все, всегда, везде!!
Закалка стали?
Молотом по яйцам это, а не закалка стали!"
Вот последняя фраза как раз у меня всегда и вертелась на языке, только произнести я её тогда, в школе, как то ещё стеснялся..
Могли из пианэров попереть поганой метлой..
И тогда бы в комсомольцы-не приняли уже стопудово..
Да и в КПСС тоже бы не втупил. Бы.
Но случилось все как раз наибород.