*Город без национальности*
Не уверен, что в мире есть специалист, знающий Иерусалим в совершенстве. Да что там весь Иерусалим - хотя бы его старый город. Не менее сотни церквей, церквушек, часовен, приделов, молелен, монастырей разных конфессий, эт не считая арабской части с мечетями.
Бродишь там целыми днями, постоянно открывая для себя какие-то новые америки, закоулки, дворы, крыши, подземелья. Каждый второй камень знает куда больше любого маститого академика. Жаль, говорить не может.
Цепляя вилкой какую-нить из историй..
Про Армянскую таверну. Еще лет 10 назад её хозяин, тогда лохматый рокер-армянин, а ноне - респектабельный буржуа Моксус, открыл в малюсеньком подвальчике старого города дешевенькую шаурмовочную, позволявшую ему сводить концы с концами и хлеб с водой. Просуществовав так пару лет, Моксус решил подлатать помещеньице, затеяв основательный ремонт. После пары ударов перфоратором задняя стенка развалилась, открыв большущий зал, по мнению археологов, служивший когда-то обеденным залом крестоносцам.
Что сам нашел - то твое, Моксус в одночасье стал владельцем здоровенного древнего помещения, открыв таверну с одной из лучших кухонь в старом городе. И с московскими, спасибо русской жене, ценами. Этого вам ни путеводитель, ни гид не расскажет. Только сам Моксус, и только если вы что-то понимаете в тяжелом роке.
Вниз, по путанице улиц. Рано или поздно скатываешься к Стене Плача, утыканной записочками на всех языках мира. За себя не писал, но одну мэйби-просьбу таки выполнил, с трудом найдя квадратный миллиметр для бумажки с парой фраз. Положил ладони на Стену - бросило в жар..
Пилю дальше, к Виа Долороса, по которой Иисус совершал свой последний Скорбный ход с крестом на плечах, а позже - с Симеоном за плечами. На всем его пути - 9 остановок, здесь он упал, тут поговорил-утешил иерусалимских дев. Каждая остановка - на отдельную книгу, и каждая в любую минуту дневного времени окружена гроздьями туристических лиц, внимающих разноязыким гидам.
А навстречу торопливо шагают нарядные шаббатные досы (евреи-ортодоксы), по субботнему случаю выряженные в высоченные меховые бобровые шапки, на которые в дожди надевают полиэтиленовые пакеты, становясь при этом невообразимо смешными с этими сооружениями, если не инсталляциями, на головах.
Накружившись по улицам, выхожу к Храму Воскресения (он же - Гроба Господня). Вечная толчея, очереди, а тут ещё и евреек-солдаток на экскурсию привели, они кучкуются на маленькой площади, любопытственно стреляя глазами в окружающих. Окружающие со всего мира, включая меня, стреляют ответно, и тихо облизываются, глядя на эту военизированную 18-тилетнюю красоту.
Внутри самого храма - всё поделено по сантиметрам, в одном углу католики, в другом братья-греки.. крыша принадлежит коптам (эфиопам), через узенькую дверь вываливаешься на неё, и обнаруживаешь их, коптов, следящих за порядком на вверенной им территории, вальяжно развалившись на стульях..
продолжению.. следовать ли?