... на шве любого тюбика с зубной пастой есть штрих определенного цвета.
Черный цвет означает, что при производстве пасты использованы только синтетические материалы. Зелёный только натуральные. Красный фифти-фифти.
Но щас не об этом!
Я вернусь к Элладе с 8 по 3 века до нашей эры.
Тот греческий мир имел два слоя. На одном уровне - война, мордобой, недород, перерод, торговля, любовь, страсть, разводы. А другой уровень - духовного единства, мир олимпиад.
Художественный союз.
Герои - победители олимпиад становились богами-героями. А героям полагался памятник, скульптура. Эллины создают художественный союз. Он был интерполисный, космополисный, и помещался сначала в городе Милете. Туда попадали только особо одаренные к строительству и пластике люди.
Как работали. Среди творений мастеров-художников проводился жесткий отбор. На конкурс предоставлялась модель скульптуры. Все художники голосовали и право на существование получала только самая идеальная работа. Всё остальное разбивали, превращали в пыль, потому что право на существование может иметь только лучшая вещь, только гениальная. А остальные должны быть уничтожены.
Стоит ли говорить, что родились пластические каноны, были рассчитаны идеальные пропорции.
Античный пир.
Каждый гражданин обязан был устраивать пир. Связаны пиры были с государственными или с религиозными праздниками. У римлян был вариант греческого пира, модификация, назывался "симпозиум". Будем справедливы: для древних римлян симпозиум это мужская попойка после ужина.
Греческий же пир - это диалоги о главном. Строго запрещалось говорить о политике, о хороших и плохих правителях, о деньгах, о злых и добрых людях, то есть сплетничать. Запрещалось говорить о своей семье, о своих детях, о своей вере. Ни в свою душу раскрыть, ни в чужую плюнуть. Разговор на пиру мог вестись только на философские и литературные темы.
Какая была традиция пира.
Греческое вино (делать его не умели, не умели хранить, редкая кислятина) подавалось на пиру, его пили и вели беседы о главном. Одним из самых тяжелых условий разговора были изображения на предметах, стоящих вокруг - керамических вазах. А что изображено на этих керамических сосудах? Один из видов спортивных состязаний. Нужно было подробно знать технику этих состязаний, историю победителей и вообще глубоко знать предмет. Далее цитировали Гомера или выдавали собственные стихи. Это был колоссальный труд. Эта культурная деятельность, основная традиция общества, самым непосредственным образом была связана с теми предметами, мимо которых мы зачастую почти равнодушно движемся по музейным залам: амфорами, киликами, кратерами и т. д.
Получается что? Они же постоянно тренировались физически, психически, умственно. Художественно, наконец, потому что жили в художественных условиях.
И за пятьсот лет неужели не родилось бы десяток другой философов?!
Когда я это всё узнала, мне стало очевидно почему сохранились только статуи олимпийцев и богов. Причем одни так похожи на других. И зачем вся эта бесконечная керамика.
А если ещё задуматься, зачем нужна была такая напряженность жизни, такие чудовищные условности, такие жесткие ритуалы? А ещё вспомните мифы, их полулюдей-полуживотных?
Оказаться как можно дальше от своей животной сущности стремились. Убить в себе минотавра.
Очеловечиться.
Этот вывод меня совсем доконал и я решила поделиться с вами.