Многоцелевой истребитель Су-35С, который до конца года велел принять на вооружение ВВС министр обороны России Сергей Шойгу, пойдет в войска с иностранными комплектующими. Программа импортозамещения для этой машины не разработана и не утверждена, а на сколько машин хватит закупленных приборов и устройств, неизвестно.
О том, что Су-35С пойдет в войска с импортными комплектующими, "" рассказал источник в Военно-промышленной комиссии при правительстве России.
"За рубежом, в том числе и на Украине, выпускают отдельные узлы и агрегаты. Там вся бортовая электроника построена на зарубежной элементной базе. А учитывая, что это полностью электронный самолет, это серьезная проблема.
У нас таких компонентов нет и не предвидится. Что с этим делать, пока не решено, первые самолеты пойдут на том, что есть, то есть на иностранных элементах, а дальше будем думать",
- рассказал собеседник "".
При этом он отказался называть конкретные агрегаты, сославшись на коммерческую и государственную тайну. Представитель ВПК подчеркнул, что, если запасы импортных комплектующих закончатся, а поставки прекратятся, производство Су-35С будет заморожено, а у переданных в ВВС машин начнутся проблемы с ремонтом. При этом он называл поручение Шойгу начать поставки Су-35С в войска "вполне реальным".
Во вторник на селекторном совещании в новом центре управления обороной страны Шойгу назвал поставку Су-35С в войска одним из приоритетов.
"Основная задача на этот год - обеспечить качественное проведение испытаний данного самолета и доведение его характеристик до требований тактико-технического задания", - сказал Шойгу.
Су-35С был разработан в 2006 году на базе многоцелевого истребителя Су-35, который, в свою очередь, является развитием знаменитого Су-27. Еще одна модификация этого самолета - Су-30 - уже поставляется в войска.
Новый самолет оснащен радаром с фазированной антенной решеткой (дает картинку обстановки повышенной четкости) и двигателями, позволяющими развивать крейсерскую сверхзвуковую скорость (такие же двигатели стоят на истребителе пятого поколения Т-50).
В Объединенной авиастроительной корпорации отказались комментировать ситуацию, заявив: "Проблем с производством Су-35С у нас нет". В то же время источник, близкий к корпорации "Сухой", пояснил, что ряд комплектующих этого самолета не удастся заменить никогда.
"В основном там из иностранных компонентов идет всякая "рассыпуха": например, арматура, насосики регулировочные и так далее. Они копеечные, но нужно время, чтобы начать их делать здесь. Но проблема не в них, а в электронной элементной базе, которую никто даже не собирается у нас делать. Ряд микросхем мы не сможем заменить ничем, поэтому придется их закупать в готовом виде. Это опасно, потому что они хоть и производятся в странах Азии, но разработаны в западных странах, в первую очередь в США. И никто не может гарантировать, что там нет каких-то закладок и прочей ерунды", - отметил собеседник "".
Он добавил, что о замене украинских деталей пока речи также не идет, поскольку проблем с ними нет: украинцы продолжают поставки, хотя официально и разорвали сотрудничество с Россией.
"Нам все равно, украинские это будут детали или не украинские. И пока сложно сказать, как будут развиваться события. Может быть, они будут и дальше их втихую поставлять", - добавил представитель компании "Сухой".
Главный аналитик агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев пояснил "", что главная проблема импортозамещения заключается в целесообразности.
"Когда отказаться от импортных комплектующих и разработать свои нужно любой ценой, это не проблема. Вопрос только в количестве денег, которые для этого потребуются, и времени, которое это займет. Но надо понимать, что самолет, даже военный, это все-таки не межконтинентальная ракета и определенные параметры рентабельности производства и разумности сроков нужно выдерживать. И здесь возникают два момента: если речь идет об уникальных изделиях, которые производят одна-две компании в мире, это, конечно, опасная зависимость и надо от нее уходить. А если это корейские микросхемы по $10 за горсть, то никакой зависимости здесь нет, и проблемы тоже", - отметил Пантелеев.
По его словам, если наличие импортных компонентов в самолете для военных некритично, то начинать поставки в войска можно уже сейчас, а если существует угроза прекращения поставок - параллельно с поставками надо начинать разрабатывать и производить российские аналоги.
Пантелеев призвал обратить особое внимание на контрагентов компании "Сухой", которые также могут использовать в производстве узлов и агрегатов критически важные импортные компоненты.
"Что-то "Сухой" покупает за рубежом сам, а что-то закупает у российских поставщиков в качестве российских изделий. Но важно понимать, в какой мере эти поставщики сами используют иностранные комплектующие",
- отметил эксперт.
При этом он уверен, что отлаживание производственной цепочки самолета займет "не месяц и не год". "Это долгосрочный процесс, и просто так, по велению министра, все изменить сразу нельзя. Опять же нужно понимать, за чей счет это все будет делаться", - пояснил Пантелеев.(с)
Сашо! может хватит в вайях ковыряца, займись уже делом штоле! раз умный такой)))