Я не помню, как было устроено дорожное движение в Кабуле. Я был слишком молод, чтобы вникать в такие детали и у меня через плечо висел автомат, при помощи которого я всегда мог доказать любому афганцу, что я прав и прав всегда и во всем... АКМ мы так и назвали "русско-персидский разговорник под общей редакцией профессора Калашникова". И, в общем-то, были правы в своих филологических изысках: АКМ со снаряженным магазином и изначально загнанным патроном в патронник, вполне являлся первой сигнальной системой, а подчас даже и второй, в строгом соответствии с теорией Павлова... Сегодня я вдвое старше и мне стыдно за себя тогдашнего...
Я оставил за собой много мин на Востоке и считал, что это правильно. Таковы были условия тех войн, на которые меня заносила моя Судьба. И я в очередной раз уезжал по замене из страны, в которой в очередной раз воевал, а мины оставались, и я не очень задумывался над тем, кто и когда на них подорвется... Но однажды я повзрослел и начал работать в структуре ООН, ответственной за разминирование зон бывших боевых действий... Так распорядилась моя Судьба, и ныне я благодарен ей за это...
Я приехал в Багдад в командировку от российского отделения MACC (mine action coordinate center). Так получилось, что я приехал в рамадан. Пока светит солнце правоверным нельзя пить, есть, курить, сплевывать слюну и все прочее. На Востоке блюдут свой Пост значительно строже, чем мы свой Православный. Но Багдад очень веротерпимый город. Соблюдая свой пост, мусульманин Багдада вовсе не требует, чтобы и ты тоже его соблюдал. Он отлично понимает, что у тебя иная вера, иные традиции и другой менталитет.
- Ты куришь? спросили меня в нашем представительстве.
- Ага, - ответил я.
- Тогда будь любезен, если будешь курить на улице, то держи сигарету вовнутрь кулака. Помнишь, как в армии, когда курили там, где это запрещено?
- Может мне совсем не курить? наивно спросил я.
- Зачем? - ответили мне. Куришь, и кури себе на доброе здоровье, здесь к этому отнесутся с пониманием. Но если ты держишь сигарету открыто и на показ, то могут подумать, что ты это делаешь нарочно, чтобы унизить их веру. Если ты будешь хотя бы обозначать, что ты ее прячешь, то это будет воспринято как твое уважение к традициям людей, среди которых ты живешь. Ты понял?
Я понял, и ходил по Багдаду, держа зажженную сигарету вовнутрь кулака, и арабы приветливо улыбались мне на улицах... Им было приятно, что приехал иностранец, который уважает их самих и их традиции...
Если вы сядете за руль арендованной машины в любой стране Востока, то вы удивитесь тому, что на дорогах нет перекрестков в нашем понимании этого слова. Все примыкания дорог устроены по принципу кругового движения и в центре этого круга всегда есть клумба. Я долго не мог понять, зачем это, но мне объяснили, что это связано с верой ведь перекресток дорог похож на крест, которого мусульмане не переносят, во всяком случае, в своей стране. И ты волей-неволей вынужден вести машину, подчиняясь закону кругового движения, которое описано во всех странах, подчиняющихся международным законам об организации дорожного движения. Это немножко неудобно для европейца, потому что при выезде на главную дорогу со второстепенной, в зеркале заднего вида образуется некое "мертвое пространство" и тебе приходится поворачивать шею и смотреть через окошко правой задней двери. С непривычки это утомляет, потому что перекрестков много, а аварии создавать не хочется и в случае чего, придется платить...
Но мы ездим там так, как предписано правилами данной страны, и никому не приходит в голову проехать прямо через клумбу.
Так почему же вне дороги мы позволяем себе наплевать на местные обычаи со словами "я не буду меняться в угоду этим сранным обезьянам"?
Или я опять чего-то до сих пор недопонял на своем любимом Востоке?..
И кто тут обезьяна в данном случае и в общем итоге?
В особенности это касается женщин-туристок.
На Восток ездить-то все горазды.
Но как порою бывает стыдно за них.